Постановление администрации муниципального района "Козельский район" от 16.02.2015 N 190 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в МО МР "Козельский район" на 2015 - 2017 годы в новой редакции"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"КОЗЕЛЬСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. № 190

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В МО МР "КОЗЕЛЬСКИЙ РАЙОН"
НА 2015 - 2017 ГОДЫ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ

Руководствуясь Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 (в ред. от 02.07.2013 № 104-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Калужской области от 31.05.2010 № 12-ОЗ (в ред. от 28.03.1013) "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Калужской области", Уставом муниципального образования муниципальный район "Козельский район" Калужской области, принятым решением Районного Собрания муниципального образования муниципальный район "Козельский район" № 20 от 16.10.2005, администрация муниципального района "Козельский район"
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в МО МР "Козельский район" на 2015 - 2017 годы в новой редакции (приложения № 1).
2. Постановление администрации Муниципального района "Козельский район" № 1066 от 26.09.2013 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в МО МР "Козельский район" на 2014 - 2017 годы" признать утратившим силу.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его опубликования на сайте администрации муниципального района "Козельский район" и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.
4. Контроль над исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации МР "Козельский район" по муниципальному хозяйству Гарагуля Н.В.

Глава администрации
Е.В.Слабова





Приложение № 1
к Постановлению
администрации
муниципального района
"Козельский район"
от 16 февраля 2015 г. № 190

Паспорт
муниципальной программы "Энергосбережение и повышение
энергоэффективности в МО МР "Козельский район"
на 2015 - 2017 годы"

1. Ответственный исполнитель программы
Отдел муниципального хозяйства администрации муниципального района "Козельский район"
2. Цели муниципальной программы
- Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда; энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
- энергосбережение в организациях с участием государства или муниципального образования и повышение энергетической эффективности этих организаций;
- стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов по проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь;
- энергосбережение в транспортном комплексе и повышение его энергетической эффективности;
- оптимизация организационных мероприятий в рамках реализации программы
3. Задачи муниципальной программы
- Развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Калужской области к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства, в организациях бюджетной сферы и жилищном фонде;
- проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в организациях бюджетной сферы Калужской области и жилищном фонде Калужской области;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов и организациях бюджетной сферы Калужской области и в жилищном фонде Калужской области;
- привлечение к потреблению вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии;
- активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов
4. Индикаторы муниципальной программы
Целевыми индикаторами для оценки эффективности потребления энергетических ресурсов и воды являются:
- объемы потребления ЭЭ, кВт.ч;
- объемы потребления твердого и жидкого печного топлива, тонн;
- объемы потребления воды, куб. м;
- средневзвешенные тарифы на ТЭР и др.
5. Сроки реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий программы рассчитана на 2015 - 2017 годы
6. Объемы финансирования муниципальной программы за счет всех источников финансирования
Мероприятия программы финансируются из средств местных бюджетов в следующих объемах:
тыс. рублей
2015
2016
2017
3000,0
3000,0
3000,0
7. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
1. Ежегодное снижение в сопоставимых условиях объемов потребления муниципальными организациями и учреждениями воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля не менее чем на три процента.
2. Ежегодное уменьшение бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) муниципальными организациями и учреждениями за счет снижения объемов потребления энергетических ресурсов и воды

1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной
программы

В настоящее время износ инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании МР "Козельский район" составляет более 55%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери при эксплуатации существующих тепловых, электрических сетей, сетей водопроводно-канализационного хозяйства значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют 10 - 15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4 - 6 раз ниже нормативного. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения в ряде случаев уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Все это ведет не только к падению надежности функционирования энергоснабжающих систем, но и ложится тяжелым бременем на население и бюджет в виде необоснованно высоких тарифов на энергоресурсы, снижает конкурентоспособность продукции предприятий района.
Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, является одной из приоритетных задач экономического развития хозяйственного комплекса муниципального образования. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к снижению конкурентоспособности товаропроизводителей, повышению расходов бюджета на энергообеспечение зданий, учреждений социальной сферы, увеличению коммунальных платежей. Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования МР "Козельский район" и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.
Особенно актуальна задача энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах. Именно в этих сферах расходуется большая часть бюджета.
Инвестиционная привлекательность муниципального образования снижается, если в нем имеет место дефицит мощности коммунальных систем или их отсутствие, а плата за подключение к ним запредельно высока. Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть значительно снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики города и обеспечивает инвестиционную привлекательность.
Проблемы, предопределяющие низкую на энергоэффективность в экономике и бытовом секторе, заключаются в следующем:
1) энергоемкая структура экономики района;
2) высокий износ основных фондов, особенно в электроэнергетике и коммунальной инфраструктуре;
3) низкие теплотехнические характеристики зданий;
4) высокие потери топлива и энергии на всех стадиях добычи (производства) транспортировки (передачи) и потребления;
5) низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;
6) недостаточный статистический учет и мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов;
7) недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождении энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на производстве и быту.

2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации
муниципальной программы, цели, задачи и индикаторы
достижения целей и решения задач, основные ожидаемые
конечные результаты

Целью данной Программы является активизация в муниципальном образовании МР "Козельский район" стимулирования повышения энергоэффективности и энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, на производстве и в быту, а также усиления административной и экономической ответственности за энергорасточительную деятельность и поведение, в частности, за счет следующих приоритетных направлений и достижения целевых показателей:
1) завершение оснащения средствами учета, мониторинга, контроля и автоматического регулирования энергоносителей;
2) индикативное планирование энергетических показателей и формирование заданий по энергосбережению и энергоэффективности в бюджетной сфере, организациях других видов экономической деятельности, с целевой установкой сокращения доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах муниципального бюджета к 2015 году в 1,15 раза;
3) совершенствование и повышение достоверности статистического учета и отчетности по производству и потреблению топлива и энергии;
4) концентрация финансовых и временно не занятых трудовых ресурсов на широкомасштабных работах по капитальному и текущему ремонту коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда с целевой установкой снижения удельного потребления тепловой энергии в жилищно-коммунальной сфере к 2017 году в 1,15 раза по отношению к уровню 2013 года;
5) обновление основных производственных фондов на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, автоматизированных систем и информатики.
В ходе реализации программы предусматривается обеспечить решение следующих задач:
- развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Калужской области к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства в организациях бюджетной сферы и жилищном фонде;
- выполнение мероприятий, указанных в энергетических паспортах организаций бюджетной сферы МО МР "Козельский район" и жилищном фонде района;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях бюджетной сферы;
- привлечение к потреблению вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии;
- активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Основная составляющая потенциальной экономии энергоресурсов будет достигнута через сокращение затрат на производство тепловой энергии.
Программные мероприятия рассчитаны до 2017 года.
В ходе реализации программы:
1) будут приняты необходимые нормативные правовые акты, определяющие механизмы регулирования и стимулирования повышения энергоэффективности и энергосбережения;
2) целенаправленный характер примет система научно-технического и информационного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности, претерпит соответствующие изменения система статистического учета и мониторинга уровней потребления энергии и энергоэффективности в муниципальном образовании МР "Козельский район";
3) системный и регулярный характер примет практика формирования и обновления муниципальной программы повышения энергоэффективности, а также программ повышения энергоэффективности предприятий и организаций;
4) будет реализован комплекс мер по повышению энергоэффективности в учреждениях бюджетной сферы, позволяющий снизить долю расходов на коммунальные услуги в общих расходах муниципального бюджета к 2016 году в 1,15 раза;
5) будут созданы необходимые условия по реализации частно-государственного партнерства в рамках целевых соглашений по повышению энергоэффективности в энергоемких сферах экономической деятельности (электроэнергетике, промышленности, на транспорте) и при реализации программ по повышению энергоэффективности в бюджетной, жилищной и коммунальной сферах.
В программе целевые показатели (индикаторы), отражают уровни энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые должны быть достигнуты соответственно к 2017 году. Целевыми показателями (индикаторами), характеризующими уровень и динамику энергосбережения в бюджетной сфере и жилищном фонде, являются показатели снижения бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг, снижения удельного потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в жилищном фонде, уровень оснащения приборами учета энергоносителей, уровень снижения энергопотребления капитально отремонтированных жилых домов.
Целевыми показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности для сферы материального производства являются показатели удельного расхода энергоносителей на производство основных видов продукции, работ (услуг) (приложение № 1).

3. Обобщенная характеристика основных мероприятий
муниципальной программы

Для реализации данной муниципальной программы необходимо проведение следующих мероприятий:
- мероприятия, направленные на снижение расходов энергетических ресурсов при производстве продукции, работ, оказании услуг (по видам ресурсов):
- замена ламп накаливания на энергосберегающие;
- установка датчиков движения в местах общего пользования;
- закупка товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности.
Мероприятия, по заключению энергосервисных контрактов:
- заключения энергосервисных договоров в сфере уличного освещения и др.
- Мероприятия по модернизации оборудования, в том числе внедрению инновационных решений и энергосберегающих технологий:
- усиление тепловой защиты зданий;
- установка нового энергоэффективного оборудования на котельных;
- замена вентильного оборудования на клавишное;
- др.
- Мероприятия по проведению энергетических обследований предприятий топливно-энергетического комплекса, разработка схем теплоснабжении и водоснабжения поселений:
- энергоаудит ресурсоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;
- составление схем водоснабжения поселений;
- разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры бюджетных учреждений;
- и др.
- Мероприятия по строительству и модернизации котельных с использованием энергоэффективных технологий и оборудования, а также строительство и замена тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий и материалов.
Наибольшие энергоресурсы сосредоточены в процессе обеспечения потребителей теплом. Основными методами снижения потерь в тепловых сетях являются:
- периодическая диагностика и мониторинг состояния тепловых сетей;
- осушение каналов;
- замена ветхих и наиболее часто повреждаемых участков тепловых сетей (прежде всего, подвергаемых затоплениям) на основании результатов инженерной диагностики с использованием современных теплоизоляционных конструкций;
- прочистка дренажей;
- восстановление (нанесение) антикоррозионного, тепло- и гидроизоляционного покрытий в доступных местах;
- повышение pH сетевой воды;
- обеспечение качественной водоподготовки подпиточной воды;
- организация электрохимзащиты трубопроводов;
- восстановление гидроизоляции стыков плит перекрытий;
- вентиляция каналов и камер;
- установка сильфонных компенсаторов;
- применение улучшенных трубных сталей и неметаллических трубопроводов;
- организация определения в режиме реального времени фактических потерь тепловой энергии в магистральных тепловых сетях по данным приборов учета тепловой энергии на тепловой станции и у потребителей с целью оперативного принятия решений по устранению причин возникновения повышенных потерь;
- усиление надзора при проведении аварийно-восстановительных работ со стороны административно-технических инспекций;
- перевод потребителей с теплоснабжения от центральных на индивидуальные тепловые пункты.
На территории района расположено 28 котельных (из них газовых - 19, угольных - 7, электрических - 2), в связи с этим необходимо ежегодно проводить реконструкцию и модернизацию котельных, на что потребуются ежегодные затраты в размере около 3000 тыс. рублей с финансированием из разных источников.
К энергосберегающим мероприятиям программы в области теплоснабжения относится повышение экономичности и эффективности котельных путем перевода их с жидкого (дизтопливо) и твердого (каменный уголь) топлива на газ или местные виды топлива. Одновременно необходимо создание автоматизированных систем учета и контроля за потреблением газа. Энергосбережение в газовом хозяйстве направлено на повышение эффективности работы котельного и теплопередающего оборудования, в том числе за счет установки локальных блочных котельных, использования индивидуальных тепловых пунктов, замены кожухо-трубных бойлеров на пластинчатые теплообменники, что значительно повышает коэффициент полезного действия оборудования, позволяет снизить эксплуатационные затраты и экономить газ, используемый на выработку тепла. Кроме того, экономия достигается за счет повышения эффективности и полноты сгорания газа путем плавного регулирования режимов горения.
Также предусматривается продолжение реализации проектов по установке системы телеметрии и узлов учета газа на газораспределительные пункты, что соответствует основным направлениям энергосбережения. Эта система позволяет поднять учет природного газа на котельных на качественно новый уровень, уменьшить потери из-за приборов учета низкой точности. При этом каждый вновь вводимый объект (котельная, топочная, газотурбинная установка и т.п.) должен быть оборудован узлами учета потребления газа в соответствии с требованиями Правил учета газа Российской Федерации от 10.10.1996 (зарег. в Минюсте РФ 15.11.1996 № 1198) и Правил по метрологии ПР 50.2.019-2006, утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.12.2006 № 325-ст.
Программой предусматривается смена приоритетов в расходовании средств с замены участков тепловых сетей с трубами, поврежденными в процессе эксплуатации или летней опрессовки, на прогнозирование и предотвращение образования разрывов путем контроля скорости коррозии труб и принятия мер по ее снижению.
- Организационные мероприятия по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы:
- установка локальных блочных котельных;
- утепление подвалов, плоской крыши, чердачных перекрытий и окон;
- теплоизоляция наружных стен;
- устройство теплоотражающих экранов за радиаторами;
- промывка системы отопления здания;
- установка эффективной водоразборной арматуры;
- наладка системы отопления;
- замена котельного оборудования на более эффективное;
- перекладка тепловых сетей;
- и др.

4. Характеристика мер муниципального регулирования

Реализация муниципальной программы предполагает осуществление комплекса мер муниципального регулирования: правового, финансового и организационного характера, обеспечивающих достижение целей.
Меры правового регулирования включают в себя:
- разработку и принятие постановлений и распоряжений главы МР "Козельский район", направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации подпрограммы;
- разработку и принятие нормативно-правовых актов прямого действия, обеспечивающих комплекс организационных и финансовых мер по реализации программы;
- организационные меры включают комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех вовлеченных в реализацию подпрограммы субъектов: ведомств, структур, учреждений.

5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

Основными источниками финансирования программы являются:
1. Средства консолидированного бюджета муниципального района "Козельский район";
2. Средства областного бюджета Калужской области в рамках реализации целевых программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, прочих республиканских целевых программ;
3. Субсидии из федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов в рамках реализации целевых программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, прочих федеральных целевых программ;
4. Внебюджетные средства, в том числе:
- собственные средства предприятий и организаций, участвующих в программе;
- внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ;
- средства энергосервисных компаний.
5. Средства потребителей энергоресурсов - собственников жилых домов.

Таблица 1. Общий объем финансирования мероприятий программы
на 2015 - 2017 годы составит, тыс. рублей, в т.ч. по годам
и источникам финансирования:

Мероприятия программы финансируются из средств местных бюджетов в следующих объемах
тыс. рублей
2015
2016
2017
3000,0
3000,0
3000,0

Финансирование программных мероприятий из местного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных бюджетом района на очередной финансовый год и на плановый период. Финансирование мероприятий из средств областного бюджета согласовывается с министерством строительства и ЖКХ Калужской области.
Объемы финансовых средств ежегодно уточняются в соответствии с решениями Районного Собрания МР "Козельский район" на основании принятой муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.





Приложение № 1
муниципальной Программы
"Энергосбережение и повышение
энергоэффективности в МО МР
"Козельский район"
на 2015 - 2017 годы"

Таблица 1

Индикаторы расчета целевых показателей

СВЕДЕНИЯ
об индикаторах муниципальной программы и их значениях

№ п/п
Наименование индикатора (показателя)
Ед. изм.
Значение по годам
Год, предыдущий году разработки муниципальной программы (факт)
Год разработки муниципальной программы (оценка)
Реализации муниципальной программы
2015
2016
2017
1
Потребление энергетических ресурсов (далее - ТЭР) муниципальным образованием
тыс. т у. т.
4016,47
3895,96
3665,71
3555,74
3449,07
2
Объем потребления электрической энергии (далее - ЭЭ) МО
тыс. кВт.ч
56668,71
54968,64
51719,99
50168,39
48663,34
3
Объем потребления тепловой энергии (далее - ТЭ) МО
тыс. куб. м
1338,572
1298,4
1221,66
1185,01
1149,46
4
Объем потребления воды МО
тыс. куб. м
5256,38
5098,68
4797,33
4653,41
4513,8
5
Объем потребления природного газа МО
тыс. кВт.ч
51739,2
50187,024
47220,97
45804,34
44430,2
6
Объем потребления тепловой энергии (далее - ТЭ) МО
тыс. Гкал
3562,7
3455,82
3251,58
3154,03
3059,4
7
Средневзвешенный тариф на ЭЭ по МО
руб./кВт
3,53
3,8
4,6
5
5,2
8
Средневзвешенный тариф на ТЭ по МО
руб./Гкал
1371,65
1390,5
1422
1432
1450
9
Средневзвешенный тариф на воду по МО
руб./куб. м
23,8
26,5
27,3
27,7
28,2
10
Средневзвешенный тариф на природный газ по МО
руб./тыс. куб. м
21,51
22,53
24,1
24,7
26,1


------------------------------------------------------------------