Постановление администрации муниципального района "Козельский район" от 05.11.2015 N 1110 "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для устойчивой работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного обеспечения населения муниципального района "Козельский район" качественными коммунальными и бытовыми услугами"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"КОЗЕЛЬСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2015 г. № 1110

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ УСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И БЕСПЕРЕБОЙНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"КОЗЕЛЬСКИЙ РАЙОН" КАЧЕСТВЕННЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ И БЫТОВЫМИ
УСЛУГАМИ"

На основании статей 78, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Уставом муниципального образование МР "Козельский район" администрация муниципального района "Козельский район"
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу "Создание условий для устойчивой работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного обеспечения населения муниципального района "Козельский район" качественными коммунальными и бытовыми услугами" (приложение № 1).
2. Постановление администрации МР "Козельский район" от 17.09.2015 № 971 "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для устойчивой работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного обеспечения населения муниципального района "Козельский район" качественными коммунальными услугами" отменить.

3. Настоящее Постановление вступает в силу с 01.01.2016 и подлежит размещению на официальном сайте администрации http://kozelsk-adm.ru/ в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации МР "Козельский район" по экономике и инвестициям О.Н.Егорову.

Врио Главы администрации
Е.В.Слабова





Приложение 1
к Постановлению
администрации
муниципального района
"Козельский район"
от 5 ноября 2015 г. № 1110

ПАСПОРТ
муниципальной программы "Создание условий для устойчивой
работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного
обеспечения населения муниципального района "Козельский
район" качественными коммунальными и бытовыми услугами"

1. Ответственный исполнитель муниципальной программы
Отдел экономического развития и инвестиций администрации муниципального района "Козельский район"
2. Цели муниципальной программы
Повышение качества и надежности обеспечения населения муниципального района "Козельский район" коммунальными и бытовыми услугами
3. Задачи муниципальной программы
Возмещение обоснованных убытков, недополученных доходов муниципальных унитарных предприятий
4. Индикаторы муниципальной программы
Увеличение прибыли (уменьшение убытка) муниципального унитарного предприятия за отчетный финансовый год в сравнении с предыдущим финансовым годом;
снижение уровня убытков прошлых лет;
отсутствие обоснованных жалоб на качество предоставляемых коммунальных и бытовых услуг
5. Сроки реализации муниципальной программы
2016 - 2020 годы
6. Объемы финансирования муниципальной программы за счет всех источников
Денежные средства из бюджета муниципального образования муниципальный район "Козельский район":
2016 год - 7800 тысяч рублей;
2017 год - 7800 тысяч рублей;
2018 год - 7800 тысяч рублей;
2019 год - 7800 тысяч рублей;
2020 год - 7800 тысяч рублей
7. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Устойчивая безубыточная работа муниципальных унитарных предприятий и, как следствие, повышение качества и надежности обеспечения населения муниципального района "Козельский район" коммунальными и бытовыми услугами

Общая характеристика сферы реализации муниципальной
программы

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является базовой отраслью экономики, обеспечивающей население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инфраструктурой. ЖКХ, являясь одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой крупную часть отраслей экономической деятельности.
Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.
ЖКХ Козельского района находится в сложном техническом и экономическом состоянии, вызванном как общими для России государственными проблемами (многолетней практикой финансирования отрасли по остаточному принципу, низким уровнем развития материально-технической базы и инженерных систем жизнеобеспечения населенных пунктов, транспортных и информационных коммуникаций), так и климатическими особенностями.
Жилой фонд в Козельском районе составляет 1070 тыс. м2. В неотложном ремонте нуждается более 70% муниципального жилфонда. Износ систем отопления, водоснабжения и водоотведения в зданиях - более 60%. Износ трубопроводов тепловых сетей, длина которых в двухтрубном исчислении составляет более 38 км, в среднем превышает 50%. Износ сетей водоснабжения составляет 33% от общей протяженности 225,3 км. По сетям водоотведения износ превышает 49%.
Именно поэтому сохраняется опасность создания аварийных ситуаций. Например, ущерб от аварий в системах теплоснабжения в с. Березичский Стеклозавод в декабре 2013 г. составил более 1 млн рублей.
Следствием высокого износа объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей, организации и предприятия ЖКХ вынуждены проводить многочисленные текущие и капитальные ремонты (как планового, так и аварийного характера), однако затраты на эти ремонты не всегда заложены в производственную программу, утвержденную министерством тарифного регулирования Калужской области.
Следует также подчеркнуть, что проводимые ремонтные работы зачастую приводят к созданию неотделимых улучшений, которые предприятия не могут учитывать в составе собственного имущества, но в то же время и администрация муниципального образования не всегда может их оплатить в связи с ограниченностью средств местного бюджета.
В результате у организаций и предприятий ЖКХ накапливаются убытки, обусловленные невозможностью списания на расходы стоимости незапланированных в тарифах и бюджете ремонтных работ. Как следствие - наращивается кредиторская задолженность.
Сложность и значимость проблем ЖКХ проявляются не только в технических, организационных и правовых аспектах, но и в финансово-экономических, что требует серьезного подхода и методов управления хозяйствующими субъектами.
Поскольку дебиторская задолженность отвлекает из оборота свободные денежные средства, требуется комплекс действенных мер по ее предупреждению, важнейшим в составе которого является контроль оплаты, а если это не помогает, то судебное разбирательство.
Действующий в отрасли механизм финансирования требует совершенствования, например, за счет создания благоприятных условий привлечения средне- и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов ЖКХ.
Поэтому медленно обновляется технологическое оборудование, оплата за энергоресурсы в отдельных случаях производится несвоевременно. Такое положение обусловлено, главным образом, сложностью использования рыночных принципов и методов хозяйствования в коммунальной деятельности: направление работы коммунальных предприятий строго ограничено; не всегда соответствуют формы отношений и связей между производством, потреблением и товарным видом услуг; неэффективен механизм формирования и возмещения затрат; уровень и форма оплаты услуг не стимулируют увеличение доходов и получение прибыли.
В отрасли наблюдается дефицит квалифицированного обслуживающего персонала, большая текучесть кадров. О развитии любого государства судят главным образом по уровню благосостояния населения, которое, в свою очередь, напрямую зависит от качества и эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.
На территории г. Козельска, сельских поселений "Село Березичский Стеклозавод", "Деревня Дешовки", "Село Волконское" и "Деревня Подборки" долгое время услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения оказывает муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное ремонтно-эксплуатационное предприятие" муниципального образования "Муниципальный район "Козельский район" Калужской области".
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания. Основной задачей органов местного самоуправления муниципального района "Козельский район" в сфере предоставления населению услуг бани является создание условий для:
- недопущения сокращения и перепрофилирования существующей бани в с. Березичский Стеклозавод;
- обеспечения качества и безопасности услуг бани.
В муниципальной бане с. Березичский Стеклозавод осуществляется 1020 помывок в год.
В последнее время остро встают проблемы обеспечения качества и безопасности услуг бани.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52493-2005 "Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия" в бане и душевых любого вида и типа, банно-оздоровительных комплексах должна быть обеспечена безопасность жизни и здоровья посетителя, помещения, используемые для оказания услуг, должны соответствовать требованиям стандартов, нормам и правилам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.
На сегодняшний день решение социальных вопросов по организации помывок населения по регулируемым тарифам возможно только на базе муниципального имущества. Одной из функций, выполняемых МУП МРЭП МО МР "Козельский район", является организация деятельности муниципальной бани в с. Березичский Стеклозавод.
Длительная эксплуатация муниципальной бани, условия эксплуатации помещений бани, при которых строительные конструкции помещений и оборудование подвергаются постоянному усиленному воздействие воды, пара и агрессивных химических веществ, приводят к износу основных строительных конструкций и инженерных сетей помещений бани.
Необходимо отметить также, что помещение муниципальной бани находится в аварийном состоянии. Можно спрогнозировать, что в случае непринятия своевременных мер сложившаяся ситуация может привести к угрозе жизни и здоровью людей, пользующихся услугами муниципальной бани. Ситуация требует проведения специальных мероприятий по восстановлению вентиляции, предохранению ограждающих конструкций и оборудования от разрушающего действия воды и растворов щелочей, борьбе с коррозией, загниванием и преждевременным разрушением конструктивных элементов и своевременному ремонту.
Вопрос о необходимости проведения капитального ремонта и ремонтно-реставрационных работ в муниципальной бане с. Березичский Стеклозавод назрел давно и относится к числу проблем, которые требуют незамедлительного решения.

Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации
муниципальной программы

Характерной особенностью коммунальных систем в Козельском районе является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения.
В сложившейся системе дисбаланс между выработанными и оплаченными услугами относится производителем на плановые, а также сверхнормативные потери. Объемы этих потерь не участвуют в формировании себестоимости продукции. В итоге на величину плановых потерь происходит завышение самой себестоимости.
Оснащение жилищного сектора приборами учета принудит производителей (или сетевую организацию) принять на себя все потери продукции - плановые и сверхнормативные.
Доля ответственности производителей за неэкономичность систем слишком велика, чтобы рассматривать вопросы бездотационного финансирования ЖКХ только за счет потребителя.
Особенность деятельности организаций ЖКХ по предоставлению населению жилищно-коммунальных и бытовых услуг - необходимость расчетов с населением по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном нормативными документами РФ.
Работая при этом по регулируемым ценам (тарифам), установленным ниже себестоимости, организации ЖКХ получают средства из бюджета на покрытие убытков.
Убытки организаций ЖКХ могут быть:
- от недополученных доходов;
- в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Убытки могут быть конкретизированы исходя из определенных условий:
1) фактически произведенные организацией расходы, не покрытые полученными доходами от населения или всех потребителей (непокрытые затраты по счету 20 "Основное производство" и доля расходов в виде обязательных налогов и платежей, уплачиваемых за счет финансовых результатов);
2) планируемые бюджетные поступления из расчета разницы в цене (в этом случае только в части реализации услуг населению);
3) планируемые возможные бюджетные поступления.
Закладывая в объем бюджетного финансирования сумму ассигнований и осуществляя финансирование в запланированном объеме, орган местного самоуправления вправе установить ответственность организации ЖКХ за прочие убытки, которые она может допустить в работе, и реализовать свое право на долю прибыли муниципального предприятия.
Другой целью муниципальной программы является возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнения работ, услуг.

Сроки реализации муниципальной программы

Муниципальная программа в среднесрочной перспективе реализуется в 2016 - 2018 годах. В долгосрочной перспективе до 2020 года реализация программы продолжится.

Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

Главный принцип определения финансовых взаимоотношений органа местного самоуправления и организации ЖКХ заключается в том, что орган местного самоуправления как учредитель должен нести ответственность перед организацией относительно той части ее финансовой деятельности, по которой он дает обязательные для нее указания.
Убыток от недополученных доходов и (или) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг может сложиться в случае низкой обеспеченности бюджетными средствами. Это приводит организацию ЖКХ к необходимости согласовать с финансирующим органом порядок дополнительного финансирования - на создание фондов накопления и потребления, что позволит обеспечить в объеме выделенных таким образом средств дальнейшее развитие предприятия.
Возмещение этого вида убытков неправомерно для организаций, оказывающих ЖКУ в таких организационно-правовых формах, как акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Установление этих видов убытков для муниципальных предприятий объясняется лишь возможностью органа местного самоуправления создавать для муниципального предприятия ограниченные условия хозяйствования, пользуясь правом собственника.
Объем финансовых средств из муниципального бюджета, направляемый на возмещение недополученных доходов и (или) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг муниципальному предприятию, составляет:
2016 год - 7800 тыс. рублей;
2017 год - 7800 тыс. рублей;
2018 год - 7800 тыс. рублей;
2019 год - 7800 тыс. рублей;
2020 год - 7800 тыс. рублей.
Объемы финансовых средств бюджетной росписи, направленные на реализацию настоящей Программы, ежегодно уточняются в соответствии с решением Районного Собрания МО МР "Козельский район".
Основными показателями эффективности расходования бюджетных средств являются снижение кредиторской и дебиторской задолженности муниципального предприятия, увеличение прибыли (снижение убытка).

Конечные результаты реализации муниципальной программы

Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры. Основными целями программы являются повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации.
Улучшение финансовых результатов позволит муниципальному предприятию планировать расходы по закупке материалов и оборудования, производить текущий ремонт в целях обеспечения бесперебойной работы коммунальных систем, своевременно производить оплату коммунальных ресурсов, поддерживать качество поставляемых коммунальных услуг на необходимом уровне.
Одним из результатов улучшения финансового состояния муниципального предприятия в рамках реализации данной Программы является повышение заработной платы основному производственному персоналу и закрепление на предприятии квалифицированных кадров.

Оценка эффективности муниципальной программы

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств местного бюджета определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы по формуле:

Fin = K / L x 100%,

где Fin - уровень финансирования реализации основных мероприятий муниципальной программы;
K - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы;
L - плановый объем финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы на соответствующий отчетный период.


------------------------------------------------------------------