Постановление администрации муниципального района "Дзержинский район" от 27.07.2015 N 1083 "Об утверждении Положения об оповещении и информировании населения на территории Дзержинского района при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и при ведении гражданской обороны"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. № 1083

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПОВЕЩЕНИИ И ИНФОРМИРОВАНИИ
НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ПРИ УГРОЗЕ
И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРИ ВЕДЕНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, 22.08.2004 № 122-ФЗ, 04.12.2006 № 206-ФЗ, 18.12.2006 № 232-ФЗ, 30.10.2007 № 241-ФЗ, 30.12.2008 № 309-ФЗ, 07.05.2009 № 84-ФЗ, 25.11.2009 № 267-ФЗ, 19.05.2010 № 91-ФЗ, 27.07.2010 № 223-ФЗ, 28.12.2010 № 412-ФЗ, 29.12.2010 № 442-ФЗ, 01.04.2012 № 23-ФЗ, 11.02.2013 № 9-ФЗ, 02.07.2013 № 158-ФЗ, 02.07.2013 № 185-ФЗ, 28.12.2013 № 404-ФЗ, 21.07.2014 № 271-ФЗ, 14.10.2014 № 307-ФЗ, 08.03.2015 № 38-ФЗ, 02.05.2015 № 119-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 23.04.1994 № 359 "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 № 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и в целях устойчивого и гарантированного оповещения и информирования населения на территории Дзержинского района при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и при ведении гражданской обороны
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об оповещении и информировании населения на территории Дзержинского района при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и при ведении гражданской обороны (далее - Положение).
2. Рекомендовать руководителям организаций, расположенных на территории Дзержинского района:
1) назначить ответственных лиц за организацию работы по оповещению работников организаций и населения о чрезвычайных ситуациях и при ведении гражданской обороны;
2) организовать контроль за поддержанием в постоянной готовности к применению локальных и объектовых систем оповещения;
3) определить порядок проведения оповещения.
3. Рекомендовать исполнительному директору Калужского филиала ОАО "Ростелеком" (Куликов А.Е.) внести изменения в инструкцию о порядке оповещения и информирования населения по системе оповещения о чрезвычайных ситуациях и при ведении гражданской обороны в соответствии с утвержденным Положением и согласовать ее с отделом ГОЧС и мобработы администрации Дзержинского района (далее - отдел ГОЧС).
4. Рекомендовать руководителям организаций (объектов), собственникам (арендаторам) зданий и сооружений, на которых установлены или будут устанавливаться элементы системы оповещения населения:
сохранять и поддерживать в рабочем состоянии имущество гражданской обороны;
информировать отдел ГОЧС в случае обнаружения неисправностей;
содействовать обслуживанию и проверке работоспособности элементов системы оповещения;
отключать или демонтировать громкоговорители фидера уличной звукофикации (при наличии) по согласованию с отделом ГОЧС, электросирены - с Калужским филиалом ОАО "Ростелеком" Калужской области.
5. Начальнику отдела ГОЧС Леменчук А.А.:
5.1. Совместно с Калужским филиалом ОАО "Ростелеком" (по согласованию) организовать:
проведение мероприятий по проверке готовности к работе системы оповещения населения Дзержинского района о чрезвычайных ситуациях и при ведении гражданской обороны;
своевременное внесение изменений в списки оповещения руководящего состава администрации Дзержинского района, списки членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Дзержинского района, в тексты, предназначенные для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и при ведении гражданской обороны.
5.2. Совместно с ОМВД России по Дзержинскому району (по согласованию) утвердить маршруты движения автомобилей со световыми громкоговорящими устройствами для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и при ведении гражданской обороны.
5.3. Совместно с ОМВД России по Дзержинскому району (по согласованию) и ФГКУ "5 ОФПС" ГУ МЧС России по Калужской области (по согласованию) составить списки руководящего состава администрации Дзержинского района для оповещения о чрезвычайной ситуации или при ведении гражданской обороны посыльными на автомобильном транспорте на случай выхода из строя энергосистемы района (города) и невозможности оповещения по существующим каналам связи.
6. Признать утратившим силу постановление администрации Дзержинского района от 29 апреля 2009 г. № 659 "О своевременном оповещении и информировании населения МО района".
7. Опубликовать постановление в газете "Новое время" и разместить на официальном сайте администрации Дзержинского района в сети Интернет.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации Дзержинского района по муниципальному хозяйству Виркова Е.О.

Временно исполняющий обязанности
Главы администрации
Дзержинского района
А.В.Пичугин





Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального района
"Дзержинский район"
от 27 июля 2015 г. № 1083

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОПОВЕЩЕНИИ И ИНФОРМИРОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА "ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН" ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРИ ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок оповещения и информирования населения, задачи, структуру и схемы оповещения, порядок действий при ЧС, порядок эвакуации при ЧС. Определяет принципы построения, порядок организации системы оповещения и информирования населения Дзержинского района, ее задачи, состав сил и средств, обязанности организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности по совершенствованию и поддержанию в готовности к применению системы оповещения и информирования населения.
1.2. Положение разработано в целях реализации и в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.07.2008 № 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 01.03.1993 № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 31.12.2004 № 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время", приказами МЧС России от 31.12.2010 № 714 "О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное приказом МЧС России 17.12.2008 № 783", от 29.06.2006 № 386 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, от 25.07.2006 № 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
1.3. Система оповещения и информирования населения муниципального образования является составной частью региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО) Калужской области и представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи и включает в себя местную систему оповещения, а также локальные системы оповещения и информирования населения в районе размещения потенциально опасных объектов.
1.4. Местная система оповещения и информирования населения предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РЗ ТП РСЧС), сил и средств гражданской обороны, населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
1.5. В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий системы оповещения по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС, проводимых МО, организациями в пределах своих полномочий. Системы оповещения и информирования местного оповещения населения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
1.6. Основная задача системы оповещения и информирования населения - это обеспечение своевременного доведения до органов управления и населения распоряжений о проведении мероприятий гражданской обороны, сигналов и информации обо всех видах чрезвычайных ситуаций.
1.7. Оповещение населения предусматривает:
- доведение до населения прогноза или факта возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
- доведение до населения рекомендаций о порядке действий с момента получения информации.
1.8. Информирование населения предусматривает:
передачу данных о прогнозе или факте возникновения ЧС природного и техногенного характера;
информацию о развитии ЧС, масштабах ЧС, ходе и итогах ликвидации ЧС;
информацию о состоянии природной среды и потенциально опасных объектах;
информацию об ожидаемых гидрометеорологических, стихийных и других природных явлениях;
систематическое ознакомление населения с мероприятиями, проводимыми силами и средствами наблюдения контроля и ликвидации ЧС;
доведение до населения информации о защитных мероприятиях в случае ЧС.
1.9. Оповещение и информирование населения МО может осуществляться следующими способами:
через централизованные системы оповещения и информирования населения;
по каналам эфирного радио Калужской области;
по каналам телевидения Калужской области;
по каналам телефонной связи ОАО "Ростелеком";
посредством интернет-ресурсов, с использованием официального сайта администрации Дзержинского района и рассылки электронных сообщений;
по каналам операторов сотовой связи, в том числе с использованием SMS-сообщений;
через терминалы Общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения, в том числе через современные технические средства информирования, расположенные в местах массового пребывания людей;
через голосовую систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях учреждений;
через громкоговорящую связь машин экстренных служб;
через систему громкоговорящей связи на общественном транспорте.

II. Основные задачи систем оповещения

2.1. Основной задачей местной системы оповещения является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
- командно-начальствующего состава в области ГО и защиты населения от ЧС;
- КЧС и ПБ администрации МР "Дзержинский район" и РЗ ТП РСЧС;
- руководящего состава гражданской обороны, сил и средств гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
- населения, проживающего на территории муниципального района.

III. Порядок использования систем оповещения
и информирования населения

3.1. Организация оповещения и информирования населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации возложена на администрацию МР "Дзержинский район" и осуществляется через единую дежурно-диспетчерскую службу МКУ "ЕДДС администрации МР "Дзержинский район" (далее - ЕДДС).
Решение на приведение в действие местной системы оповещения принимает Глава администрации муниципального района "Дзержинский район" или лицо, его замещающее, за исключением, если сигнал на оповещение поступил от вышестоящих органов управления МЧС России через органы повседневного управления ТП РСЧС либо через РАСЦО.
3.2. Диспетчер ЕДДС, получив информацию или сигнал оповещения, немедленно доводит полученную информацию или сигнал оповещения:
3.2.1. До руководства муниципального образования, дежурно-диспетчерских служб организаций, учреждений и ведомств, социально значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей для организации информирования населения по имеющимся системам оповещения, Глав администраций муниципальных образований.
3.2.2. До диспетчера пожарной части № 43 (ЕСС-01), до дежурной службы отделения полиции по Дзержинскому району (02), дежурного или должностного лица районного узла связи ОАО "Ростелеком".
3.3. При необходимости для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен местной системы оповещения. По сигналу "Внимание! Всем!" немедленно обеспечивается техническая готовность аппаратуры оповещения и средств связи, используемых для оповещения и информирования населения.
3.4. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления РЗ ТП РСЧС, задействованных сил и средств, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, задействованных сил и средств и РЗ ТП РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования.
3.5. Длительность речевой информации, передаваемой населению, не должна превышать 5 (пяти) минут. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
3.6. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - уполномоченными должностными лицами. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, с целью оповещения кратких речевых сообщений допускается передача информации способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РЗ ТП РСЧС.
3.7. Содержание текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения определяет и заранее готовит на местном уровне отдел ГОЧС и мобработы администрации муниципального района "Дзержинский район" (далее - отдел ГОЧС), объектовом уровне - лицо, уполномоченное на решение задач гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
3.8. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:
- муниципальной системы оповещения - Главой администрации муниципального района "Дзержинский район";
- системы оповещения муниципальных образований (при наличии) - Главами администраций муниципальных;
- объектовой системы оповещения (системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре) - руководителем организации (учреждения).
3.9. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции должностных лиц, ответственных за оповещение и информирование населения, утверждаемые руководителями организаций и согласованные с отделом ГОЧС администрации Дзержинского района.
3.10. Территории муниципального образования, слабо охваченные стационарными средствами информирования населения, оповещаются мобильными средствами громкоговорящей связи, установленными на автомобилях экстренных служб РЗ ТП РСЧС. Для дублирования сигналов оповещения населению задействуются автомобили, оснащенные громкоговорящими устройствами:
- отделения полиции - в количестве 2 ед.;
- пожарной части № 43 - в количестве 2 ед.;
- отдела образования и спорта администрации Дзержинского района - 5 ед.
При оповещении населения в районом центре (г. Кондрово) место сосредоточения автомобилей экстренных служб, выделяемых для оповещения и информирования населения, определить по адресу: г. Кондрово, пл. Центральная, 1. Время прибытия техники к месту сосредоточения не должно превышать 10 минут.
3.11. Органы управления РЗ ТП РСЧС, а также организации независимо от их форм собственности, имеющие системы оповещения и информирования населения, проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
3.12. Руководители объектов экономики, электросирены которых не подключены к системе централизованного оповещения (далее - СЦО), должны обеспечить их включение при получении соответствующей информации по средствам вещания, а также при срабатывании электросирен близлежащих объектов экономики (после уточнения причины срабатывания у диспетчера ЕДДС или через диспетчерскую (дежурную) службу этого объекта).
3.13. Запрещается отключение электросирен от СЦО и сети электропитания, а также абонентских телефонов дежурно-диспетчерских служб системы оповещения без согласования с отделом ГОЧС администрации Дзержинского района.
3.14. О неисправностях электросирен руководители объектов экономики обязаны немедленно информировать диспетчера ЕДЦС, а в случае проведения плановых ремонтных и профилактических работ - за 24 часа до начала проведения работ с указанием сроков, продолжительности отключения.
3.15. Оповещение руководства муниципального района, дежурно-диспетчерских служб организаций, социально значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей осуществляется по СЦО циркулярно или выборочно с районного узла связи (филиала ОАО "Ростелеком"), а также через диспетчера ЕДДС с помощью программно-аппаратного комплекса автоматизированного обзвона абонентов.
Органы повседневного управления РЗ ТП РСЧС при получении сигнала обязаны довести его до руководителя организации (учреждения, ведомства).
3.16. Оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении ЧС в границах муниципальных образований района осуществляются Главами администраций муниципальных образований (городских, сельских поселений), старостами населенных пунктов с использованием средств телефонной и сотовой связи, автономных звуковых сирен и ретрансляционных громкоговорящих сетей, а также способом подворового обхода граждан.
3.17. Информирование населения при угрозе и возникновении ЧС может осуществляться путем рассылки SMS-сообщений по сети операторов сотовой связи.
3.18. Несвоевременная передача информации об угрозе и возникновении ЧС дежурно-диспетчерскими службами, передача заведомо ложной информации, а также невыполнение возложенных на системы оповещения задач влечет за собой ответственность физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок создания, совершенствования и поддержания
в готовности систем оповещения

4.1. Полномочия и функции по созданию, совершенствованию и поддержанию местной системы оповещения населения Дзержинского района в постоянной готовности к действию возложены на администрацию Дзержинского района (далее - Администрация).
4.2. Сигналы оповещения и информация населению передаются органами повседневного управления РЗ ТП РСЧС вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
4.3. В целях поддержания систем оповещения и информирования населения в постоянной готовности Администрация, руководители организаций совместно с филиалом ОАО "Ростелеком", расположенным на территории района, осуществляют проведение плановых проверок работоспособности систем оповещения не реже 1 раза в квартал. Внеплановые проверки работоспособности систем оповещения осуществляются согласно действующему законодательству РФ. Результаты проверок оформляются актом.
4.4. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения и информирования населения Администрация:
- осуществляет общее руководство и координацию действий по созданию, совершенствованию (реконструкции) и поддержанию в готовности к действию местной системы оповещения населения муниципального образования, планирование и проведение проверок и тренировок систем оповещения;
- проводит анализ технического состояния систем оповещения и выработку предложений по их совершенствованию (реконструкции);
- разрабатывает порядок взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов оповещения и информации по сетям вещания;
- разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, организует их запись на магнитные носители;
- организует и осуществляет подготовку специалистов ЕДДС по вопросам оповещения и информирования населения о прогнозируемых и возникших ЧС;
- организует корректировку списков оповещения руководства Администрации, дежурно-диспетчерских служб организаций, социально значимых объектов и объектов с массовым пребыванием людей, Глав администраций поселений;
- заключает соглашения и регламенты взаимодействия по вопросам организации оповещения и информирования населения с организациями, учреждениями, ведомствами, привлекаемыми для осуществления оповещения и информирования населения Дзержинского района;
- организует своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения и возникновении ЧС с использованием технических средств оповещения и информирования населения.
4.5. В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения радиовещательная компания, организации, учреждения, ведомства, имеющие средства оповещения и информирования населения, организуют и осуществляют:
- подготовку персонала по вопросам оповещения и информирования населения об угрозе возникновения и возникновении ЧС;
- готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;
- осуществляют оповещение и информирование населения с использованием технических средств оповещения по распоряжению Главы Администрации, председателя КЧС и ПБ Администрации, через ЕДДС района.
4.6. Должностное лицо организации (учреждения), задействованное на оповещении и информировании населения, обязано подготовить технические средства и провести оповещение и информирование населения:
- в рабочее время - до 30 минут (с момента получения распоряжения);
- в нерабочее время - до 60 - 90 минут (с момента получения распоряжения).

V. Финансирование системы оповещения и информирования
населения

5.1. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения и информирования населения, в том числе специализированных технических средств оповещения в местах массового пребывания людей, создания и содержания запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области:
- системы оповещения в автоматизированном режиме на местном уровне - за счет средств муниципального бюджета;
- запасов мобильных средств связи, содержание прямых телефонных линий связи с органами повседневного управления РЗ ТП РСЧС, а также содержание телефонных линий связи для доведения информации до организаций, учреждений и ведомств за счет средств муниципального бюджета и средств организаций РЗ ТП РСЧС (по согласованию);
- объектовых систем оповещения, запасов мобильных средств связи, содержание прямых линий связи для сопряжения локальных систем оповещения с местной системой централизованного оповещения на объектовом уровне - за счет средств организаций.


------------------------------------------------------------------