Постановление администрации муниципального района "Дзержинский район" от 27.07.2015 N 1082 "О проведении эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Дзержинского района"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. № 1082

О ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
НА ТЕРРИТОРИИ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, 22.08.2004 № 122-ФЗ, 04.12.2006 № 206-ФЗ, 18.12.2006 № 232-ФЗ, 30.10.2007 № 241-ФЗ, 30.12.2008 № 309-ФЗ, 07.05.2009 № 84-ФЗ, 25.11.2009 № 267-ФЗ, 19.05.2010 № 91-ФЗ, 27.07.2010 № 223-ФЗ, 28.12.2010 № 412-ФЗ, 29.12.2010 № 442-ФЗ, 01.04.2012 № 23-ФЗ, 11.02.2013 № 9-ФЗ, 02.07.2013 № 158-ФЗ, 02.07.2013 № 185-ФЗ, 28.12.2013 № 404-ФЗ, 21.07.2014 № 271-ФЗ, 14.10.2014 № 307-ФЗ, 08.03.2015 № 38-ФЗ, 02.05.2015 № 119-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях муниципального и объектового характера в мирное и военное время
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Дзержинского района.
2. Рекомендовать Главам администраций городских поселений:
принять соответствующие муниципальные правовые акты по вопросам организации подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях;
организовать планирование обеспечения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
3. Рекомендовать руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Калужской области, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности организовать планирование обеспечения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях по вопросам своей компетенции.
4. Постановление администрации Дзержинского района от 30 октября 2009 г. № 2254 "Об организации мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения при чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" считать утратившим силу.
5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации Дзержинского района по социальным вопросам Антонову Е.А.

Временно исполняющий обязанности
Главы администрации
Дзержинского района
А.В.Пичугин





Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального района
"Дзержинский район"
от 27 июля 2015 г. № 1082

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
НА ТЕРРИТОРИИ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет:
порядок планирования, организации, проведения и обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Дзержинского района (далее - чрезвычайные ситуации);
определяет механизм осуществления организованного вывоза населения из зон действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и причинения вреда здоровью населения, а также мероприятий по эвакуации материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения;
в зависимости от обстановки, сложившейся при чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, проведение общей либо частичной эвакуации населения временного или безвозвратного характера;
органы по эвакуации, их функции и задания;
размещение эвакуированного населения.
1.2. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций или вероятных чрезвычайных ситуаций и по его кратковременному размещению в безопасных районах с заблаговременно подготовленными условиями первоочередного жизнеобеспечения (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации).
Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) в безопасные районы за границы зоны действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
1.3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях (далее - эвакуация) является одним из способов защиты населения и снижения размеров материальных потерь в чрезвычайных ситуациях.
1.4. Безопасный район - это территория за пределами зоны чрезвычайной ситуации, подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
1.5. Виды эвакуации в чрезвычайных ситуациях:
в зависимости от зоны чрезвычайной ситуации, количества пострадавших эвакуация может быть локальной, муниципальной, региональной.
Локальная эвакуация проводится силами и средствами организации в чрезвычайной ситуации, не выходящей за пределы объекта производственного или социального назначения организации. Эвакуируемые из зоны чрезвычайной ситуации работники или население, а также материальные и культурные ценности размещаются в зданиях и сооружениях, принадлежащих организации.
Муниципальная эвакуация проводится силами и средствами органов местного самоуправления, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация.
Силы и средства поселений участвуют в проведении муниципальной эвакуации. Население, материальные и культурные ценности эвакуируются в безопасные районы, расположенные в непострадавшей части территорий указанных выше муниципальных образований.
Региональная эвакуация проводится силами и средствами исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований в случае, если зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы муниципального района. Население, материальные и культурные ценности эвакуируются в безопасные районы, расположенные в непострадавшей части территории

1.3. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуируемых.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется на основе анализа возможной обстановки, которая складывается на определенной территории в результате чрезвычайной ситуации или угрозы чрезвычайной ситуации, вследствие которой возникает угроза жизни или здоровью людей.
2.2. Подготовка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется под методическим руководством и контролем Главы администрации Дзержинского района. Подготовка эвакуации может быть заблаговременной или непосредственной.
Заблаговременная подготовка эвакуации включает в себя следующие основные мероприятия:
планирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях;
создание эвакуационных органов;
обучение руководителей органов местного самоуправления и организаций, персонала эвакуационных органов и населения;
подготовку пунктов посадки населения на транспорт и высадки из него, погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей, маршрутов эвакуации и безопасных районов для размещения населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей;
подготовку транспорта к эвакуационным перевозкам;
подготовку видов обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
подготовку пунктов управления, систем связи и оповещения;
проверку состояния готовности сил и средств органов местного самоуправления и организаций к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещению в безопасных районах и жизнеобеспечению эвакуированного населения.
Непосредственная подготовка включает в себя следующие основные мероприятия:
приведение эвакуационных органов и органов обеспечения эвакуации в готовность к развертыванию;
уточнение планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях, планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей, эвакуируемых в чрезвычайных ситуациях, разделов планов действий и планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся эвакуации;
подготовку к развертыванию пунктов посадки населения на транспорт и высадки из него, пунктов погрузки и выгрузки материальных и культурных ценностей, пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (далее - пункты временного размещения и питания) и пунктов хранения материальных и культурных ценностей в безопасных районах;
разведку маршрутов эвакуации;
подготовку объектов и систем жизнеобеспечения в безопасных районах к функционированию в условиях эвакуации;
техническое обслуживание транспорта, приписанного к эвакуационным эшелонам, колоннам и группам;
информирование населения об обстановке и его инструктирование о порядке действий в эвакуации;
проверку готовности систем связи и оповещения.
2.3. Планирование муниципальной эвакуации населения, материальных и культурных ценностей проводится на местном уровне, локальной эвакуации - на объектовом уровне.
Основанием для планирования являются распоряжения соответственно Губернатора области, Главы администрации района, Главы администрации муниципального образования, руководителя организации (председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности).
При планировании учитываются:
соглашения и планы взаимодействия органов местного самоуправления и организаций в чрезвычайных ситуациях;
планы действий и планы обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно области, муниципального образования, организации.
Планирование на местном уровне проводят эвакуационные и эвакоприемные комиссии администрации района и муниципальных образований района совместно с органами, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также органами, осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований. Также в планировании участвуют организации, эвакуирующие и принимающие население, материальные и культурные ценности в чрезвычайных ситуациях.
При планировании разрабатываются:
а) эвакуационной комиссией муниципального образования, расположенного в зоне чрезвычайной ситуации, - план эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера муниципального образования с разделами в части, касающейся муниципальной эвакуации;
б) эвакоприемной комиссией муниципального образования, расположенного в безопасных районах, - план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей, эвакуируемых на территорию муниципального образования в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в) органом, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны - разделы плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования в части, касающейся эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и (или) приема размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей;
г) органами, осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований, - разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования в части, касающейся указанных выше эвакуационных мероприятий;
д) транспортными организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти области и органам местного самоуправления муниципального образования, - планы эвакуационных перевозок;

ж) организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти области и органам местного самоуправления, на которые возлагаются задачи обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, - разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций в части, касающейся муниципальной и региональной эвакуации.
2.4. Планирование на объектовом уровне проводят эвакуационные комиссии организаций совместно со структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также структурными подразделениями (работниками), осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При планировании разрабатываются:
а) эвакуационной комиссией организации, расположенной в зоне чрезвычайных ситуаций, - план эвакуации работников, членов их семей и материальных (культурных) ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с разделами в части, касающейся локальной эвакуации;
б) эвакоприемной комиссией организации, расположенной в безопасных районах, - план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения (приема и хранения материальных и культурных ценностей), эвакуируемого в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в) структурным подразделением (работником) организации, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и гражданской обороны, - разделы плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в части, касающейся эвакуации работников, членов их семей и материальных (культурных) ценностей, и (или) плана приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения (приема и хранения материальных и культурных ценностей);
г) структурными подразделениями (работниками) организаций, осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, - разделы планов обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в части, касающейся указанных выше эвакуационных мероприятий.
2.5. Планы (разделы планов), разрабатываемые органами местного самоуправления, подписываются председателями эвакуационных (эвакоприемных) комиссий и руководителями органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, согласуются с эвакуационной комиссией области и утверждаются Главой администрации района.
2.6. Обучение руководителей органов местного самоуправления, организаций и эвакуационных органов по вопросам организации и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляется путем их подготовки (повышения квалификации) в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, участия в учебно-методических сборах, учениях и тренировках по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, самостоятельного изучения нормативных правовых документов. Руководители эвакуационных органов организаций также обучаются на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
2.7. Обучение населения действиям в эвакуации осуществляется путем проведения с ними занятий и других мероприятий учебной направленности по месту работы, учебы и жительства, их участия в установленном порядке в учениях и тренировках, самостоятельного изучения памяток, листовок и пособий, просмотра телепередач и прослушивания радиопередач по темам, касающимся эвакуации.
Подготовка видов обеспечения эвакуации населения возлагается на соответствующие исполнительные органы местного самоуправления и организации.
2.8. Основными мероприятиями заблаговременной подготовки видов обеспечения эвакуации являются:
определение вероятных объемов работ и услуг по обеспечению эвакуации;
определение или формирование органов, предназначенных для предоставления указанных работ и услуг;
снабжение органов обеспечения эвакуации необходимыми материально-техническими средствами, создание резерва материальных ресурсов для их снабжения;
установление порядка приведения органов обеспечения эвакуации в готовность и их действий в ходе эвакуации; подготовка работников органов обеспечения к выполнению возложенных на них задач в ходе эвакуации.
2.9. Оповещение руководителей исполнительных органов государственной власти района, Глав администраций муниципальных образований, эвакуационной комиссии района об эвакуационных мероприятиях организуется и проводится по существующим каналам и линиям связи с использованием системы централизованного вещания области, а также внутрирайонных, ведомственных телефонных сетей, предоставляемых по установленным паролям.
Оповещение организаций и эвакуационных органов проводится органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований и организаций с использованием систем централизованного оповещения муниципальных образований и местных телефонных сетей.
Оповещение населения проводится по местным (локальным) системам оповещения предприятий, учреждений, а также передачей соответствующих сообщений по радиотрансляционным сетям и телевидению.
Для информирования населения об эвакуационных мероприятиях используются подвижные средства с громкоговорящими установками органов охраны общественного порядка и государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

3.1. Эвакуация является основным способом защиты населения, сохранения при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций, вследствие которых возникает угроза жизни или здоровью людей, порчи или утраты материальных и культурных ценностей.
3.2. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация населения осуществляется по следующим вариантам:
- упреждающая (заблаговременная) эвакуация, проводится из зон возможного действия поражающих факторов при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения чрезвычайной ситуации;
- экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при которых возникает угроза жизни и здоровью людей.
Обязательной эвакуации подлежит население в случае возникновения угрозы аварии с выбросами радиоактивных и опасных химических веществ, катастрофического затопления местности и землетрясений, массовых лесных и торфяных пожаров, сдвигов, других геологических и гидрогеологических явлений и процессов, вооруженных конфликтов.
3.3. В зависимости от характера опасности, времени действия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, нарушения условий жизнеобеспечения населения, угрозы порчи или утраты материальных и культурных ценностей проводится общая или частичная эвакуация населения.
Общей эвакуации подлежат все категории населения и предусмотренные к вывозу из зоны чрезвычайной ситуации материальные и культурные ценности.
Общая эвакуация населения осуществляется из зон радиоактивного и химического загрязнения, катастрофического затопления населенных пунктов в случае разрушения гидротехнических (гидрозащитных) сооружений, волна прорыва которых может достичь указанных населенных пунктов менее чем за четыре часа.
Для осуществления общей эвакуации населения привлекаются имеющиеся транспортные средства соответствующей административной территории, а в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью населения - дополнительно транспортные средства субъектов хозяйствования и граждан.
Частичная эвакуация населения проводится на основании решения местной администрации или должностного лица, имеющего полномочия относительно принятия такого решения.
Частичная эвакуация населения проводится с использованием транспортных средств, эксплуатируемых согласно графику работы.
Частичной эвакуации, как правило, подлежат:
нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах, образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей;
воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами семей);
отдельные категории населения, наиболее подверженные воздействию поражающих факторов чрезвычайной ситуации (лица моложе и старше трудоспособного возраста, находящиеся на амбулаторном лечении, инвалиды совместно с лицами, сопровождающими малолетних детей, престарелых, больных и инвалидов).
3.4. Перечень, объемы и очередность проведения эвакуации материальных и культурных ценностей определяются органами государственной власти, субъектами хозяйствования, общественными объединениями и/или гражданами, в ведении или собственности которых находятся упомянутые ценности, и учитываются при планировании мероприятий по эвакуации.
3.5. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);
производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;
сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации.
3.6. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
культурные ценности мирового значения;
российский страховой фонд документов библиотечных фондов; культурные ценности федерального (общероссийского) значения; электронные информационные ресурсы на жестких носителях; культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
3.7. Основанием для определения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций.
3.8. Эвакуация осуществляется, как правило, по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым:
эвакуация работников организаций, неработающих членов их семей, материальных и культурных ценностей организуется и проводится соответствующими должностными лицами организаций;
эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, а также не принадлежащих организациям материальных и культурных ценностей организуется и проводится соответствующими должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований.
В отдельных случаях эвакуация может проводиться по территориальному принципу непосредственно из мест нахождения населения.
3.9. С получением распоряжения на эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей проводятся следующие основные мероприятия:
оповещение руководящего состава эвакуационных органов, органов обеспечения эвакуации и населения о начале эвакуации;
развертывание эвакуационных органов и приведение их в готовность к выполнению возложенных задач;
сбор населения, подлежащего эвакуации, его учет (регистрация), распределение по эвакуационным эшелонам (поездам), автотранспортным колоннам и группам, а также маршрутам пешей эвакуации на сборных эвакуационных пунктах или оперативными группами по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
подача транспортных средств к пунктам посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей;
посадка населения и погрузка материальных и культурных ценностей на транспорт, вывод пеших колонн на маршруты пешей эвакуации;
вывоз (вывод) населения в безопасные районы или на промежуточные пункты эвакуации с последующим вывозом (выводом) в безопасные районы;
прием и учет эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей и их отправка в места размещения (хранения) приемными эвакуационными пунктами;
организация жизнеобеспечения эвакуированного населения.
3.10. Принятие, перевозка, размещение, учет и хранение эвакуированных материальных и культурных ценностей осуществляются органом, ответственным за организацию проведения эвакуации, в определенном законодательством порядке.

Проведение эвакуации в чрезвычайных ситуациях, вызванных
катастрофическим затоплением или наводнением

3.11. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зон катастрофического затопления проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений, а из зон наводнения - при угрозе затопления населенных пунктов или объектов производственного и социально-бытового назначения в связи с повышением уровня воды в реках и других водоемах в период паводков. Население также подлежит эвакуации при разрушении основных систем жизнеобеспечения вследствие катастрофического затопления или наводнения.
3.12. Из зон катастрофического затопления и наводнений проводится, как правило, локальная или муниципальная эвакуация.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится при наличии достоверного прогноза о вероятном прорыве гидротехнического сооружения или наводнении.
При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эвакуируемое население вывозится (выводится) на промежуточные пункты эвакуации, расположенные на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в пункты временного размещения и питания.
В случае угрозы прорыва гидротехнического сооружения проводится экстренная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зоны четырехчасового добегания волны прорыва. За пределами указанной зоны эвакуация проводится с началом прорыва гидротехнического сооружения или исходя из складывающейся гидрологической обстановки.
3.13. Безопасные районы для размещения и жизнеобеспечения эвакуируемого населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются в ближайших населенных пунктах за пределами зон катастрофического затопления или наводнения. Размещение населения осуществляется в пунктах временного размещения и питания.
Катастрофическое затопление или наводнение сопровождается значительными разрушениями объектов и систем жизнеобеспечения населения. В этой связи срок пребывания эвакуированного населения в безопасных районах может быть продолжительным.
Решение на возвращение населения в места постоянного проживания принимается после проведения восстановительных работ.
3.14. При авариях на химически опасных объектах проводится, как правило, локальная или муниципальная эвакуация.
Заблаговременная (упреждающая) эвакуация проводится при угрозе аварии на химически опасном объекте.
Население оповещается об угрозе, организованно выводится за пределы зоны возможного заражения аварийно химически опасными веществами и размещается в безопасных районах.
Пункты временного размещения и питания развертываются, как правило, на базе сборных эвакуационных пунктов. В них проводится учет эвакуированного населения и организуется его жизнеобеспечение.
На маршрутах движения эвакуируемого населения организуется регулирование дорожного движения, в зоне возможного заражения и на пунктах временного размещения и питания - охрана общественного порядка.
В зависимости от вида аварийно химически опасного вещества, скорости и характера распространения зараженного облака, удаленности источника чрезвычайной ситуации от мест проживания или нахождения населения эвакуация может носить общий или частичный характер.
Население, проживающее или находящееся в непосредственной близости от химически опасного объекта, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных, служебных) зданиях и сооружениях на верхних или нижних этажах с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания промышленного производства или изготовленными из подручных материалов.
Вывоз населения за пределы зоны заражения проводится не только на транспорте, предусмотренном планами эвакуационных перевозок, но и на транспорте, привлекаемом в оперативном порядке. В первую очередь транспорт предоставляется для малолетних детей, престарелых, инвалидов, больных и других лиц, которые не могут передвигаться самостоятельно.
Продолжительность нахождения населения в пунктах временного размещения и питания зависит от стойкости аварийно химически опасного вещества и может составлять от нескольких часов до нескольких суток.
Возвращение населения в места постоянного проживания, производственной и иной деятельности осуществляется только после проведения химической разведки. Для исключения проникновения лиц в зону чрезвычайной ситуации на ее границе выставляется охранение.
3.15. В зонах чрезвычайных ситуаций могут продолжать деятельность организации с непрерывным циклом работы при условии, если они обеспечивают безопасность работающих и подвозимых (отвозимых) смен. Работники указанных организаций подлежат рассредоточению. Рассредоточиваемые работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к месту расположения организаций безопасных районах.
3.16. Население из зоны чрезвычайной ситуации эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом.
Материальные и культурные ценности эвакуируются транспортом. Сельскохозяйственные животные подлежат вывозу транспортом или отгону.
Эвакуация населения проводится в два этапа:
- осуществление мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций в пункты временного размещения, расположенные вне этих зон, под пункты временного размещения используются кинотеатры, клубы, дома культуры, спортивные сооружения, учебные заведения и другие общественные помещения;
- при затяжном характере чрезвычайной ситуации или невозможности возвращения населения в места постоянного проживания проводится перемещение населения из пунктов временного размещения в пункты длительного проживания, под пункты длительного проживания используются санатории, профилактории, дома отдыха, гостиницы, турбазы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения.
3.17. В отдельных случаях в зависимости от обстановки эвакуация населения проводится в один этап:
из зон чрезвычайных ситуаций непосредственно в пункты длительного проживания.

4. ОРГАНЫ ПО ЭВАКУАЦИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

4.1. Для подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени заблаговременно создаются нештатные эвакуационные органы:
а) на местном уровне:
в зонах возможных чрезвычайных ситуаций - эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, оперативные группы по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
в безопасных районах - эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты;

в) на объектовом уровне:
в зонах возможных чрезвычайных ситуаций - эвакуационные комиссии и при необходимости сборные эвакуационные пункты, группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
в безопасных районах - эвакоприемные комиссии и при необходимости приемные эвакуационные пункты.
Дополнительно на местном и объектовом уровнях могут создаваться администрации пунктов посадки эвакуируемого населения на транспорт и пунктов его высадки из транспорта.
4.2. Организационная структура, состав, компетенция, полномочия указанных эвакуационных органов и порядок выполнения ими задач определяются положениями об эвакуационных органах, утверждаемыми соответственно Главой администрации района, Главами администраций муниципальных образований, руководителями организаций.
4.3. Управление подготовкой и проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей эвакуационные и эвакоприемные комиссии на всех уровнях осуществляют во взаимодействии с постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими управление видами обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.4. Силами и средствами, привлекаемыми к проведению эвакуации, являются:
приемные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
эвакуационные эшелоны (поезда), автотранспортные колонны и группы, самолеты и вертолеты, формируемые или выделяемые транспортными организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
органы разведки, связи и оповещения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения, транспортного, медико-санитарного, инженерного, материально-технического и коммунально-бытового обеспечения, выделяемые организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
4.5. На эвакуационные комиссии возлагаются:
планирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
организация подготовки и проведения эвакуации;
контроль планирования, подготовки и проведения эвакуации подведомственными эвакуационными и эвакоприемными комиссиями, сборными эвакуационными пунктами, группами управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативными группами по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, промежуточными пунктами эвакуации.
4.6. На эвакоприемные комиссии возлагаются:
планирование приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, приема и хранения материальных и культурных ценностей;
организация подготовки и проведения указанных выше эвакуационных мероприятий;
контроль планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий подведомственными эвакоприемными комиссиями и приемными эвакуационными пунктами.
4.7. Сборные эвакуационные пункты предназначены для сбора и учета эвакуируемого населения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, обеспечения посадки эвакуируемых в транспорт или вывода их в исходные пункты маршрутов пешей эвакуации и организованной отправки в безопасные районы.
При экстренной эвакуации сборные эвакуационные пункты, как правило, не развертываются.
Их задачи выполняют оперативные группы по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, на которые возлагаются:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения населения;
формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакуационных органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
4.8. Промежуточные пункты эвакуации предназначены для:
кратковременного размещения населения за пределами зон чрезвычайных ситуаций в ближайших населенных пунктах безопасных районов;
переучета эвакуируемого населения;
проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки и последующей организованной отправки эвакуируемого населения в места постоянного размещения в безопасных районах.
4.9. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации предназначены для организации и обеспечения движения пеших колонн, ведения радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте, оказания медицинской помощи в пути следования и организации охраны общественного порядка.
4.10. Приемные эвакуационные пункты предназначены для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автомобильных колонн и групп с эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места размещения (хранения) в безопасных районах.
4.11. Право принятия решения на проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях принадлежит:
локальной эвакуации - руководителю организации (председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации);
муниципальной эвакуации - Главе администрации муниципального района (председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района).
4.12. Эвакуация начинается с получением распоряжения о ее проведении и завершается после вывоза (вывода) населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещения и организации жизнеобеспечения эвакуированного населения.
Эвакуируемое население, материальные и культурные ценности возвращаются в места постоянного размещения после устранения угрозы их безопасности по распоряжению лиц, на которых возложено руководство эвакуацией.
4.13. К эвакуационным органам, создаваемым заблаговременно, относятся:
эвакуационные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП);
пункты временного размещения населения (далее - ПВР);
пункты посадки населения на автотранспорт (далее - ПП).
Основными задачами эвакуационных органов являются:
планирование эвакуации (отселения) населения;
планирование эвакуации материальных и культурных ценностей;
планирование приема, размещения эвакуированного (отселенного) населения;
организация и осуществление контроля жизнеобеспечения эвакуируемого (отселяемого) населения;
осуществление контроля планирования эвакуации (отселения) населения в подведомственных органах, учреждениях и организациях;
организация и контроль подготовки и проведения эвакуации (отселения) населения;
организация приема и размещения эвакуируемого (отселяемого) населения;
организация и контроль автотранспортного обеспечения эвакуационных мероприятий.
4.14. Эвакуационные и эвакоприемные комиссии являются органами управления эвакуацией.
Решение о проведении эвакуации населения при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации принимает Глава администрации Дзержинского района по предложению комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Дзержинского района.
Общее руководство проведением эвакуационных мероприятий при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации осуществляется эвакуационной комиссией Дзержинского района.
Комиссия формируется и утверждается постановлением администрации Дзержинского района.
В состав комиссии входят представители органов местного самоуправления, руководители организаций Дзержинского района.
Председатель комиссии осуществляет руководство деятельностью комиссии.
В случае отсутствия председателя деятельность комиссии осуществляет заместитель председателя комиссии.
Непосредственное проведение эвакуационных мероприятий осуществляют объектовые эвакуационные комиссии и создаваемые оперативные эвакуационные группы, подчиненные эвакуационной комиссии.

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ

5.1. Способы эвакуации населения, сроки проведения эвакуации, категория и количество населения, подлежащего эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации, определяются председателем эвакуационной комиссии в зависимости от условий возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характера и пространственно-временных параметров воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
5.2. В зависимости от складывающейся обстановки в результате чрезвычайной ситуации (угрозы чрезвычайной ситуации) и от количества населения, подлежащего эвакуации, на внешней границе зоны чрезвычайной ситуации развертываются промежуточные пункты эвакуации, на которых обеспечиваются учет, перерегистрация, дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка и отправка населения.
5.3. Возвращение эвакуированного в результате чрезвычайной ситуации (угрозы чрезвычайной ситуации) населения в места постоянного проживания и размещения проводится по распоряжению Главы администрации Дзержинского района в соответствии с представлением эвакуационной комиссии Дзержинского района.
5.4. Основными мероприятиями по организации эвакуации населения, проводимыми эвакуационной комиссией Дзержинского района при установлении режимов функционирования ТП РСЧС округа, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
- организация подготовки эвакуационных органов районного звена ТП РСЧС к выполнению задач по предназначению;
- учет населения, попадающего в опасные зоны при возникновении чрезвычайных ситуаций, предусмотренных к эвакуации, в зависимости от характера и пространственно-временных параметров воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации при наихудшем сценарии развития чрезвычайной ситуации;
- планирование проведения эвакуации при чрезвычайных ситуациях, приема, размещения и жизнеобеспечения населения;
- планирование вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
- определение пунктов временного размещения и длительного проживания населения;
2) в режиме повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций):
- организация подготовки пунктов временного размещения и длительного проживания к приему эвакуируемого населения;
- уточнение в зависимости от характера и пространственно-временных параметров воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации количества эвакуируемого населения и организация задействования необходимого количества транспортных средств в перевозке людей;
- уточнение с взаимодействующими эвакуационными органами районных звеньев ТП РСЧС области планов приема, размещения и жизнеобеспечения населения;
3) в режиме чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации):
- организация оповещения населения о начале и способах проведения эвакуации, организация развертывания и приведения в готовность пунктов временного размещения и длительного проживания эвакуируемого населения;
- организация сбора и отправки в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации, организация регистрации эвакуируемого населения;
- организация работы по жизнеобеспечению эвакуируемого населения в районах размещения.
5.5. Основными мероприятиями по организации эвакуации, проводимыми администрацией Дзержинского района, являются:
- организация использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;
- контроль за подготовкой загородной зоны для приема эвакуированного населения, включая определение зданий, сооружений для размещения эвакуированного населения, а также контроль за созданием запасов продовольствия, медицинского оборудования, медицинского имущества объектов здравоохранения, энергоресурсов, оборудования объектов водоснабжения и запасов материальных средств, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения населения;
- организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, хранения материальных и культурных ценностей;
- планирование и проведение мероприятий по эвакуации муниципальных служащих, работников органов местного самоуправления и членов их семей, а также работников и членов семей работников подведомственных учреждений в безопасные районы в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

6. РАЗМЕЩЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВАКУИРУЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ

6.1. Подготовка безопасных районов проводится организациями, органами местного самоуправления поселений, муниципального района.
6.2. Основными мероприятиями подготовки безопасных районов являются:
определение и заблаговременное закрепление за организациями и органами местного самоуправления, находящимися в зоне возможной чрезвычайной ситуации, пунктов временного размещения и питания, пунктов хранения материальных и культурных ценностей, объектов и систем жизнеобеспечения;
установление порядка использования указанных элементов инфраструктуры безопасных районов в период эвакуации;
их содержание в соответствии с текущими планами;
создание резервов материальных ресурсов для жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
подготовка сил и средств организаций, органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти области к проведению мероприятий жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
6.3. Население, эвакуированное (отселенное) в безопасные районы, временно размещается в общественных и административных зданиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Пункты временного размещения и питания создаются, как правило, в зданиях и помещениях общественного назначения (гостиницы, санатории, профилактории, дома отдыха, оздоровительные лагеря, туристические базы, организации высшего и среднего профессионального образования, школы, детские сады, больницы, дома культуры, клубы, театры, развлекательные центры и другие).
В отдельных случаях эвакуируемое население может размещаться в жилых зданиях и помещениях методом подселения, в приспособленных зданиях и сооружениях и во временных сооружениях (палатки, модули, землянки). На размещение необходимо иметь согласие владельцев зданий, сооружений и помещений.
В созданных ПВР организовывается прием эвакуируемого населения и его временное (не более 1 - 3 суток) размещение из возможных зон ЧС населения с дальнейшим размещением в жилых помещениях маневренного фонда в муниципальных образованиях.
6.5. Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии с АХОВ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.

6.5. Привлечение транспортных средств автопредприятий и обеспечение эвакомероприятий горюче-смазочными материалами осуществляется на контрактной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6.6. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, материально-техническому и другим.
Транспортное обеспечение - это комплекс мероприятий по подготовке и распределению транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок.
В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, наличия транспортных средств и состояния дорожной сети возможны следующие варианты использования транспортных средств:
- вывоз населения из зоны чрезвычайной ситуации непосредственно в конечные пункты эвакуации к местам размещения;
- первоначальный вывоз населения в промежуточные пункты эвакуации, расположенные в безопасных районах, а затем в конечные пункты эвакуации к местам размещения;
- вывоз населения в промежуточные пункты эвакуации, расположенные в безопасных районах, с последующим выводом пешим порядком в конечные пункты эвакуации к местам размещения;
- вывод населения пешим порядком из зоны чрезвычайной ситуации с последующей посадкой на транспортные средства и вывозом в конечные пункты эвакуации к местам размещения.
Медицинское обеспечение - это проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Материально-техническое обеспечение эвакуации - это полное и своевременное обеспечение эвакуационных органов и эвакуируемого населения материальными средствами и имуществом, необходимым для проведения эвакуации и организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
6.7. Размещение заказов на поставки материальных средств и имущества, необходимого для проведения эвакуации и организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

7.1. Финансирование мероприятий по эвакуации осуществляется за счет средств, предусмотренных в соответствии с требованиями законодательства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в определенном Правительством РФ порядке:
а) администрацией района и входящими в состав района муниципальными образованиями - за счет средств бюджета района и средств местных бюджетов;
б) организациями - за счет собственных средств.


------------------------------------------------------------------