Постановление администрации муниципального района "Дзержинский район" от 27.07.2015 N 1084 "Об утверждении Положения о порядке организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории Дзержинского района"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. № 1084

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
НА ТЕРРИТОРИИ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", с целью обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления, государственных и иных организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального района "Дзержинский район", а также сил и средств оперативных служб при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководствуясь Уставом муниципального района "Дзержинский район",
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории муниципального района "Дзержинский район" (далее - Положение).
2. При организации работы по учету и подготовке аварийно-спасательных формирований, а также при привлечении их к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ руководствоваться настоящим Положением.
3. Рекомендовать руководителям организаций:
- отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
4. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новое время" и разместить на официальном сайте администрации Дзержинского района.
5. Считать утратившим силу постановление администрации района от 01.06.2006 № 261 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории МР "Дзержинский район".
6. Контроль исполнения настоящего Постановления оставляю за собой.

Временно исполняющий обязанности
Главы администрации
Дзержинского района
А.В.Пичугин





Утверждено
Постановлением
администрации
муниципального района
"Дзержинский район"
от 27 июля 2015 г. № 1084

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ
НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО
И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН"

1. Общие понятия

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на территории муниципального района "Дзержинский район" (далее - муниципальное образование).
1.2. Неотложные работы в чрезвычайных ситуациях - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.3. Аварийно-спасательные работы в чрезвычайных ситуациях - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
1.4. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
1.5. Аварийно-восстановительные работы в чрезвычайных ситуациях - первоочередные работы в зонах чрезвычайных ситуаций по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
при чрезвычайных ситуациях

2.1. К аварийно-спасательным работам при ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- ввод (вывод) сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
- поиск пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации;
- деблокирование, извлечение, спасение пострадавших из аварийной среды, спасение материальных и культурных ценностей;
- защита пострадавших от поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации;
- защита природной среды в зоне чрезвычайной ситуации;
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
- оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
- локализация и ликвидация поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации;
- эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации и его возвращение в места постоянного проживания.
2.2. К другим неотложным работам при ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
- всестороннее обеспечение аварийно-спасательных работ;
- устройство, возведение временных сооружений для защиты территории и объектов, их разборка и демонтаж;
- устройство временных переправ и проходов, подготовка экстренной эвакуации;
- подготовка объектов к восстановительным работам (откачка воды, просушка помещений первых надземных, цокольных и подвальных этажей, обрушением и временное укрепление аварийных конструкций зданий и сооружений, вывоз мусора);
- обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
- полное восстановление систем жизнеобеспечения населения;
- оказание пострадавшим квалифицированной медицинской и врачебной помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;
- санитарная обработка людей, обеззараживание территорий, сооружений и техники;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях, создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

3. Силы и средства, привлекаемые для проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ

3.1. К аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым на территории муниципального образования при возникновении чрезвычайных ситуаций, могут привлекаться созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации:
3.1.1. На постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования (далее - АСС и АСФ), создаваемые на предприятиях и в организациях, при органах местного самоуправления, при исполнительных органах государственной Калужской власти, а также аварийно-спасательные формирования федеральных министерств.
3.1.2. На нештатной основе:
- спасательные службы гражданской обороны, созданные на базе предприятий и организаций, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов;
- нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ), создаваемые организациями, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и другими организациями из числа своих работников;
- нештатные формирования (далее - НФ), созданные организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне из числа своих работников.
3.1.3. На добровольной основе - аварийно-спасательные формирования общественных объединений и формирования добровольной пожарной охраны.
Созданные на базе общественных объединений АСС и АСФ подлежат обязательной регистрации и аттестации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.2. Координацию деятельности всех АСС и АСФ, включая НАСФ и НФ, на территории муниципального образования осуществляет отдел ГОЧС и мобработы администрации МР "Дзержинский район" (далее - отдел ГОЧС).
3.3. Решение о привлечении в мирное время спасательных служб гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района (города) принимает Глава администрации Дзержинского района, руководители организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.

4. Привлечение аварийно-спасательных формирований
к аварийно-спасательным и другим неотложным работам

4.1. Привлечение АСС и АСФ к выполнению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций:
а) в условиях мирного времени - по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности района (далее - КЧС и ОПБ) в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) в условиях военного времени - по решению руководителя гражданской обороны либо по решению органа, осуществляющего руководство гражданской обороной на территории муниципального образования (объекте экономики), в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования (объекта экономики).
4.2. НАСФ предназначаются для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению руководителя организации.
По решению председателя КЧС и ОПБ (руководителя гражданской обороны) Дзержинского района они могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на других объектах, на территории муниципального образования.
4.3. НФ предназначаются для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в организациях, на базе которых они созданы, и привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению руководителя организации.
По решению председателя КЧС и ОПБ (руководителя гражданской обороны) Дзержинского района они могут привлекаться для проведения других неотложных работ на других объектах, на территории муниципального образования.
4.4. В зависимости от источника и классификации чрезвычайной ситуации к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются АСС и АСФ, а именно:
4.4.1. Аварии на объектах систем жизнеобеспечения:
- формирования спасательной службы охраны общественного порядка;
- формирования коммунально-технической спасательной службы;
- формирования дорожно-транспортной спасательной службы;
- формирования спасательной службы наблюдения и лабораторного контроля;
- формирования спасательной службы материально-технического обеспечения;
- формирования спасательной службы продовольственно-вещевого обеспечения;
- формирования спасательной службы энергетики;
- формирования спасательной службы оповещения и связи;
- формирования противопожарной спасательной службы;
- формирования медицинской спасательной службы;
- формирования инженерной спасательной службы.
4.4.2. Взрывы, пожары:
- формирования противопожарной спасательной службы;
- формирования спасательной службы охраны общественного порядка;
- формирования коммунально-технической спасательной службы;
- формирования дорожно-транспортной спасательной службы;
- формирования спасательной службы наблюдения и лабораторного контроля;
- формирования спасательной службы материально-технического обеспечения;
- формирования спасательной службы продовольственно-вещевого обеспечения;
- формирования спасательной службы энергетики;
- формирования медицинской спасательной службы;
- формирования спасательной службы оповещения и связи;
- формирования инженерной спасательной службы.
4.4.3. Аварии на газотрубопроводах:
- формирования противопожарной спасательной службы;
- формирования спасательной службы охраны общественного порядка;
- формирования коммунально-технической спасательной службы;
- формирования спасательной службы наблюдения и лабораторного контроля;
- формирования спасательной службы материально-технического обеспечения;
- формирования спасательной службы продовольственно-вещевого обеспечения;
- формирования спасательной службы энергетики;
- формирования медицинской спасательной службы;
- формирования инженерной спасательной службы;
- формирования спасательной службы оповещения и связи.
4.4.4. Аварии на транспорте:
- формирования противопожарной спасательной службы;
- формирования спасательной службы охраны общественного порядка;
- формирования спасательной службы наблюдения и лабораторного контроля;
- формирования инженерной спасательной службы;
- формирования медицинской спасательной службы.
4.4.5. При токсикологических и прочих химических опасностях:
- формирования службы радиационного наблюдения и лабораторного контроля;
- формирования спасательной службы охраны общественного порядка;
- формирования дорожно-транспортной спасательной службы;
- формирования медицинской спасательной службы;
- формирования противопожарной спасательной службы;
- формирования спасательной службы оповещения и связи.
4.5. По решению КЧС и ОПБ Дзержинского района к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ могут привлекаться другие АСС и АСФ, дислоцированные на территории муниципального образования, а также силы и средства предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Калужской области.
4.6. При проведении работ по поиску и спасению пострадавших в природной среде и на водных объектах:
4.6.1. Привлекаются профессиональные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, созданные на предприятиях и в организациях, при органах местного самоуправления, при исполнительных органах государственной власти Калужской области или аварийно-спасательные формирования федеральных министерств по заявлению (обращению) на проведение поисково-спасательных работ в природной среде или на водных объектах, поданным заявителем, по месту его жительства в ЕДДС администрации муниципального района "Дзержинский район" (далее - ЕДДС).
4.6.2. ЕДДС, принявшее заявление (обращение), определяет район поиска, и незамедлительно организует поисково-спасательные работы путем привлечения АСС и АСФ, в зоне ответственности которого необходимо провести поисковые или АС и ДНР.
4.6.3. Для выполнения поисково-спасательных работ на межселенной территории привлекается поисково-спасательный отряд государственного казенного учреждения Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области" (далее - ГКУ "ПСС").
4.6.4. Если при проведении поисковых работ необходимо привлечение авиации, вездеходной техники и плавсредств на водных объектах, за исключением мест, отведенных для купания (пляжи, купальни, места массового отдыха у воды), ГКУ "ПСС" действует на основании приказа ГУ МЧС России по Калужской области.
4.6.5. В случае, указанном в п. 4.6.3, ЕДДС доводит информацию о необходимости проведения поисково-спасательных работ до федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Калужской области" и представляет копию заявления (обращения) либо информационное донесение о происшествии (по устному обращению заявителя), на основании которого организуются поисково-спасательные работы.
4.6.6. Если район поиска или АС и ДНР включает в себя территории нескольких муниципальных образований к поиску, спасению и проведению АС и ДНР привлекаются АСС и АСФ соответствующих звеньев ТП РСЧС или ФП РСЧС в соответствии с планом взаимодействия.
4.6.7. АСС и АСФ областного подчинения привлекаются к выполнению поисково-спасательных работ в природной среде и АС и ДНР по предварительно заключенным соглашениям (договорам) с органами местного самоуправления и организациями.
4.6.8. При необходимости к проведению поисково-спасательных работ на водных объектах могут быть привлечены силы и средства Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Калужской области (далее - ГИМС ГУ МЧС России по области) по решению начальника ГУ МЧС России по области.

5. Организация и руководство аварийно-спасательными
и другими неотложными работами

5.1. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится по заранее разработанным планам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планам гражданской обороны и защиты населения района (объекта экономики), силами которых ведутся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
5.2. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования объектовый или местный руководитель объекта, Глава администрации Дзержинского района соответственно может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калужской области, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.
5.4. Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (далее - ПУ), приспособленные помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами.
5.5. Стационарные ПУ размещаются в административных зданиях и сооружениях и укомплектовываются необходимыми средствами связи.
5.6. Руководство АС и ДНР в зоне ЧС осуществляется с подвижных пунктов управления, которые могут быть размещены на базе автомобилей, гусеничной техники, воздушных судов, плавсредств, а также на базе железнодорожного транспорта.
5.7. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Калужской области и органа местного самоуправления.

6. Финансирование аварийно-спасательных и других неотложных
работ

6.1. Финансирование аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется в зависимости от классификации ЧС в соответствии с видами расходных обязательств, закрепленных законами Российской Федерации за органом местного самоуправления, организациями за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования, организации, а также за счет внебюджетных источников.


------------------------------------------------------------------