Решение Районной Думы МО "Г. Киров и Кировский район" от 01.10.2015 N 3 "О Регламенте районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "Г. КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН"
РАЙОННАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. № 3

О РЕГЛАМЕНТЕ РАЙОННОЙ ДУМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН"

На основании ст. ст. 7, 23 Устава муниципального района "Город Киров и Кировский район" районная Дума
РЕШИЛА:

1. Утвердить прилагаемый Регламент районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район" (приложение).
2. Настоящее решение вступает в силу с момента принятия и подлежит размещению на официальном сайте муниципального района "Город Киров и Кировский район".
3. Признать утратившими силу следующие нормативные акты:
решение районной Думы от 30.03.2010 № 3 "Об утверждении Регламента районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район";
решение районной Думы от 17.04.2014 № 286 "О внесении изменений и дополнений в решение районной Думы от 30.03.2010 № 3 "Об утверждении Регламента районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район";
решение районной Думы от 27.08.2015 № 366 "О внесении изменений и дополнений в решение районной Думы от 30.03.2010 № 3 "Об утверждении Регламента районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район".

Председательствующий первого заседания
первой сессии районной Думы
Н.М.Земченков





Приложение
к Решению
районной Думы
муниципального района
"Город Киров и Кировский район"
от 1 октября 2015 г. № 3

РЕГЛАМЕНТ
РАЙОННОЙ ДУМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ
РАЙОН"

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Регламент является постоянно действующим нормативным правовым актом, определяющим организацию деятельности и порядок работы районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район", его постоянных и временных органов, должностных лиц.
2. Настоящий Регламент разработан на основании федеральных законов, законов Калужской области, Устава муниципального района "Город Киров и Кировский район".
3. Для принятия Регламента необходимо, чтобы за него проголосовало большинство голосов от числа избранных депутатов.
4. Соблюдение норм настоящего Регламента является обязательным для постоянных и временных органов, должностных лиц, депутатов районной Думы.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕГЛАМЕНТЕ

Статья 2. Общие используемые термины

- Представительный орган - районная Дума муниципального района "Город Киров и Кировский район" (далее по тексту - Дума);
- депутаты - депутаты районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район" (далее по тексту - депутаты);
- регламент - Регламент районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район";
- комитеты и комиссии - постоянные комитеты и комиссии районной Думы муниципального района "Город Киров и Кировский район";
- решение - нормативный правовой акт, принимаемый Думой.

Статья 3. Термины, используемые при установлении кворума и результатов голосования

Кворум - необходимое число депутатов, зарегистрированных на заседании Думы при проведении регистрации, обеспечивающих возможность работы Думы и правомочность результатов голосования (50 процентов от числа избранных депутатов);
установленное число депутатов - число депутатов Думы, установленное действующим законодательством и Уставом муниципального района (26 человек);
число избранных депутатов - число депутатов Думы, избранных на данный момент и обладающих депутатскими полномочиями;
большинство голосов (простое большинство) - число голосов, превышающее не менее чем на один голос половину голосов (50 процентов плюс один голос) от числа избранных депутатов, принявших участие в голосовании;
квалифицированное большинство голосов - две трети от установленного числа депутатов (не менее чем 18 голосов);
относительное большинство голосов - число голосов депутатов, поданных за данный вариант решения, превышающее не менее чем на один голос число голосов, поданных за другие варианты решения.

Раздел 3. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ
ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ДУМЫ

Статья 4. Порядок избрания Главы муниципального района и заместителя председателя районной Думы

1. Глава муниципального района и заместитель председателя районной Думы избираются последовательно на первом заседании Думы из числа депутатов на весь срок полномочий депутатов тайным голосованием.
2. Кандидатуры на должность Главы муниципального района и заместителя председателя районной Думы могут предлагаться депутатами Думы путем открытого выдвижения кандидатур.
3. При открытом выдвижении кандидатур на должность Главы муниципального района и заместителя председателя районной Думы депутатами может быть предложено любое количество кандидатур для внесения их в список для тайного голосования.
4. Депутаты имеют право задавать вопросы кандидатам, высказывать свое мнение по представленным программам, выступать в поддержку выдвинутых кандидатов или против них.

8. После обсуждения, принятия самоотводов Дума утверждает окончательный список кандидатур для внесения их в бюллетень для тайного голосования на должность Главы муниципального района и заместителя председателя Думы.
9. Счетная комиссия организует тайное голосование по кандидатурам, которое проводится в соответствии с настоящим Регламентом.
10. Избранным считается депутат, получивший наибольшее количество голосов от числа избранных депутатов.
11. В случае неизбрания Главы муниципального района в первом туре голосования, если число кандидатов было более двух, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим в первом туре наибольшее количество голосов.
12. В случае неизбрания Главы муниципального района, заместителя председателя районной Думы при повторном голосовании проводятся новые выборы с соблюдением вышеуказанных требований и процедуры.

Статья 5. Досрочное прекращение полномочий председателя и его заместителя

1. Глава муниципального района, заместитель председателя районной Думы подотчетны Думе и могут быть переизбраны в любое время путем тайного голосования, в том числе и по выражению им недоверия. При этом присутствие отзываемых лиц на данном заседании Думы не является обязательным. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
2. Предложения о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального района и его переизбрании могут быть внесены группой не менее одной трети от избранного числа депутатов, а предложения о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя районной Думы могут быть внесены также и Главой муниципального района.
3. Предложения о досрочном прекращении полномочий должны быть мотивированы.
4. Глава муниципального района, заместитель председателя районной Думы вправе добровольно сложить свои полномочия на основании письменного заявления. В этом случае их отставка удовлетворяется большинством голосов от избранного числа депутатов.
5. В случае непринятия Думой отставки Глава муниципального района вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи письменного заявления.

Раздел 4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТОЯННЫХ КОМИТЕТОВ
И КОМИССИЙ, ИЗБРАНИЯ ИХ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ И СЕКРЕТАРЕЙ

Статья 6. Общие положения

1. Состав комитетов и комиссий формируется на добровольной основе из расчета пять - семь членов в каждом комитете и, как правило три члена в каждой комиссии и утверждается решением Думы большинством голосов от числа избранных депутатов.
2. Члены постоянного комитета (комиссии) из своего состава рекомендуют Думе кандидатуру председателя комитета (комиссии), который избирается и освобождается от должности решением Думы большинством голосов от числа избранных депутатов.
3. Члены постоянного комитета (комиссии) из своего состава избирают заместителя и секретаря комитета (комиссии).
4. Цели и задачи постоянных комитетов и комиссий, их права и полномочия, структура и организация их деятельности, а также вопросы ведения каждого комитета и комиссии регулируются положением "О постоянных комитетах и комиссиях районной Думы".

Раздел 5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ОРГАНОВ

Статья 7. Общие положения

1. Для обеспечения работы Думы, а также для решения отдельных вопросов, относящихся к его компетенции, могут образовываться (создаваться) временные органы (комиссии, рабочие группы и т.д.). Решение об ее создании и персональном составе принимается распоряжением Главы муниципального района.
2. Деятельность временных органов определяется поставленными перед ними задачами и сроками, которые оговариваются в распоряжении об их образовании (создании).
3. Временные органы о принятых ими решениях, заключениях, выводах, рекомендациях информируют соответственно Думу (председателя Думы), представляют отчет, по которому может быть принято соответствующее решение.
4. В состав временных органов могут быть включены депутаты, специалисты, эксперты и иные должностные лица органов местного самоуправления.
5. Депутаты, избранные во временные органы Думы, вправе избираться в иные постоянные и временные органы Думы.
6. Депутаты Думы могут образовывать депутатские объединения (группы) в составе не менее трех человек.

Статья 8. Редакционная комиссия

1. В случае наличия большого количества поданных поправок, необходимости существенной редакционной правки и рассмотрения предложений депутатов по предлагаемым проектам решений на заседании Думы может быть создана редакционная комиссия, как правило, из трех депутатов.
2. В состав редакционной комиссии, включаются, как правило, авторы поправок и проекта решения. В ее работе могут принимать участие кроме депутатов и другие специалисты.
3. Решение об избрании редакционной комиссии принимается в каждом конкретном случае отдельно и фиксируется в протоколе заседания.
4. Редакционная комиссия анализирует поступившие зарегистрированные письменные поправки и устные предложения к проекту решения и предлагает обобщенный вариант проекта решения.
5. Редакционная комиссия не вправе редактировать тексты поправок с изменением сути предложений депутатов.
6. Решение редакционной комиссии докладывает на сессии председатель комиссии, избранный из числа ее членов.

Раздел 6. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ДУМЫ И ПОРЯДОК
ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 9. Общие положения

1. Постоянные и временные рабочие органы Думы осуществляют контроль за исполнением решений и иных нормативных правовых актов, принятых Думой, и вносят предложения Думе о принятии соответствующих мер за их неисполнение.
2. Дума не менее одного раза в год заслушивает отчеты о работе постоянных комитетов и комиссий Думы, а также сообщения депутатов о выполнении поручений Думы и его органов.
3. Председатели комитетов осуществляет контроль за сроками выполнения решений Думы и регулярно информирует Главу муниципального района о ходе реализаций решений Думы.
4. На каждом заседании Думы, как правило, проводится "час информации и контроля" для заслушивания представителей исполнительных органов местного самоуправления муниципального района, а также иных органов (лиц), ответов на обращения и запросы депутатов, комитетов, комиссий по исполнению решений, принимаемых Думой, а также по вопросам ведения органов местного самоуправления.
5. Письменные предложения комитетов, комиссий, депутатов Думы о внесении вопросов, приглашении соответствующих лиц на "час информации и контроля" рассматриваются Главой муниципального района и могут включаться отдельным пунктом в проект повестки дня заседания сессии в раздел "час информации и контроля".
Лица, приглашенные по рассматриваемым на "часе информации и контроля" вопросам, как правило, извещаются об этом не позднее чем за 5 дней до проведения заседания Думы.
6. "Час информации и контроля" проводится в рамках повестки дня заседания сессии. При этом заслушивается информация и проводится обсуждение не более чем по трем вопросам. Для информации каждому приглашенному предоставляется не более 10 минут. Предложения по вопросам, рассматриваемым на "часе информации и контроле", оформляются в виде протокольных записей и поручений.

Статья 10. Депутатское расследование

1. По инициативе постоянных органов Думы, а также депутатов, может назначаться депутатское расследование. Цели и порядок его проведения устанавливаются Думой соответствующим решением.
2. Решение о проведении депутатского расследования и о форме голосования по данному вопросу принимается Думой большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.

Статья 11. Депутатский запрос

1. По фактам нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами положений действующего федерального и областного законодательства, решений Думы, а также по вопросам, имеющим общественное значение, депутат или группа депутатов могут оформить в адрес Думы письменное обращение с просьбой признать данное обращение депутатским запросом.
2. Запрос оформляется депутатом на депутатском бланке установленного образца и регистрируется в делопроизводстве Думы.
3. Обращение депутата рассматривается на ближайшем заседании Думы с включением данного вопроса в повестку заседания Думы.
4. Депутату - автору обращения на заседании предоставляется слово для разъяснения своей позиции по поднятой проблеме.
5. По результатам рассмотрения обращения депутата Дума вправе принять одно из следующих решений:
1) считать обращение депутатским запросом;
2) направить материалы в соответствующую комиссию для проработки вопроса и при необходимости проведения проверки по существу вопроса;
3) предложить инициатору (инициаторам) решить вопрос в рабочем порядке в рамках депутатских полномочий.
6. Решение о признании обращения депутатским запросом принимается Думой большинством голосов от установленной численности депутатов Думы.
7. Запрос и письменный ответ на него оглашаются на очередном заседании Думы.

Раздел 7. СЕССИИ ДУМЫ. ИХ ВИДЫ. ПОРЯДОК СОЗЫВА

Статья 12. Общие положения

1. Основной организационной формой деятельности является сессия, в рамках которой проходят заседания Думы и осуществляется деятельность ее постоянных и временных органов. Вновь избранная районная Дума собирается на первое заседание в срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания вновь избранной районной Думы в правомочном составе.
2. Сессии Думы (очередные, внеочередные) имеют единую порядковую нумерацию для Думы очередного созыва.
3. Сессии Думы созываются Главой муниципального района, а в случае его отсутствия - заместителем председателя Думы.
4. Перед каждым заседанием проводится регистрация депутатов, прибывших на заседание. В случае невозможности прибыть на заседание депутат заранее сообщает об этом Главе муниципального района.
5. Заседания Думы считаются правомочными при наличии кворума. При его отсутствии Глава муниципального района переносит заседание на другое время.
6. На открытых заседаниях Думы могут присутствовать должностные лица и муниципальные служащие Кировской районной администрации, жители муниципального района, которые заблаговременно (не менее чем за 3 дня) направили мотивированную заявку Главе муниципального района, а также журналисты средств массовой информации при условии их аккредитации при районной Думе (далее - аккредитованные журналисты), которая осуществляется в соответствии с Правилами аккредитации журналистов средств массовой информации при районной Думе муниципального района "Город Киров и Кировский район".
Аккредитованные журналисты вправе производить теле-, кино-, и фотосъемку с заранее согласованных мест при условии, что осуществление теле-, кино- и фотосъемки не будет мешать проведению заседания Думы (в том числе загораживать депутатам и приглашенным выступающего на трибуне).
Заявка лица, изъявившего участвовать в открытом заседании Думы должна содержать фамилию, имя, отчество и цель присутствия на заседании.
Для лиц, приглашенных и присутствующих на заседаниях Думы, отводятся отдельные места в зале заседания.
Приглашенные и присутствующие на заседании лица не имеют права вмешиваться, нарушать порядок ведения заседания Думы (самовольно выступать, делать заявления, выражать одобрение или недовольство, вести аудио- или видеозапись, запись посредством телефонной и радиосвязи, а также средствами звукозаписи и обработки информации).
Приглашенные и присутствующие в случае нарушения ими правил, установленных настоящим Регламентом, могут быть по решению Главы муниципального района удалены из зала заседаний.
7. Дума в случаях, предусмотренных законодательством, может принять решение о проведении закрытого заседания Думы (полностью или по отдельным вопросам повестки дня), если предложение об этом внесено Главой муниципального района, по инициативе не менее одной трети от числа избранных депутатов, Главой Кировской районной администрации. Решение о проведении закрытого заседания Думы принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании Думы депутатов.
Сведения о содержании закрытых заседаний Думы (полностью или по отдельным вопросам повестки дня) не подлежат разглашению и могут быть использованы депутатами только в их деятельности в Думе.
Запрещается использовать в ходе закрытого заседания Думы фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации.
На закрытом заседании Думы вправе присутствовать Глава Кировской районной администрации, Кировский межрайонный прокурор. Дума большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании, может принять решение о присутствии на закрытом заседании Думы иных лиц.
Председательствующий на закрытом заседании Думы предупреждает присутствующих о правилах проведения закрытого заседания Думы.
Протокол закрытого заседания Думы (полностью или по отдельным вопросам повестки дня) хранится в установленном порядке и может быть предоставлен для ознакомления лицам, имеющим право присутствовать на закрытых заседаниях Думы.

Статья 13. Очередная сессия

1. Очередные заседания районной Думы проводятся, как правило, в третий четверг каждого месяца по адресу: ул. Пролетарская, 36, если не принято иного решения Думы, но не реже одного раза в три месяца.
2. Председатель обязан известить депутатов и информировать население о дате заседания и повестке дня сессии путем размещения информации на официальном сайте муниципального района "Город Киров и Кировский район" не позднее 3-х дней до дня заседания и выслать депутатам рабочие материалы за 3 дня до начала заседания.

Статья 14. Внеочередная сессия

1. Внеочередные сессии Думы созываются Главой муниципального района по собственной инициативе, по решению любого постоянного органа Думы, по требованию не менее 7 депутатов Думы или по инициативе Главы Кировской районной администрации.
2. Предложения о созыве внеочередной сессии Думы подаются инициаторами в письменном виде Главе муниципального района с обязательным указанием предлагаемых для рассмотрения вопросов с проектами решений и с необходимыми справочными и другими материалами.
3. Глава муниципального района обязан созвать сессию не позднее 10 дней с момента официальной регистрации предложения в Думе и распространить представленные материалы среди депутатов.
4. Сообщение о времени проведения и повестке дня внеочередной сессии доводится до сведения населения путем размещения на официальном сайте муниципального района "Город Киров и Кировский район".

Раздел 8. ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ДУМЫ

Статья 15. Распорядок дня заседания

1. Заседания сессии начинаются в 11.00 и заканчиваются в 13.00, если Думой не будет принято иного решения.
2. Перерыв 15 минут устанавливается через каждые полтора часа работы, если депутатами в ход заседания не будет принято иного решения.
3. В конце каждого заседания отводится время (не более 20 минут) на раздел "Разное" для выступлений депутатов и иных лиц с краткими до 3 минут заявлениями, обращениями, объявлениями.
Для включения вопросов в раздел "Разное" при формировании повестки дня заседания голосование не проводится за исключением случаев, когда требуется приглашение на заседание иных лиц. В последнем случае решение о включении данного вопроса в раздел "Разное" принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
Прения в разделе "Разное" не открываются, и решения Думы не принимаются. Предложения по вопросам, рассматриваемым в разделе "Разное", оформляются в виде протокольных записей и поручений.

Статья 16. Перерыв и перенос заседания

1. В случае, когда вопросы повестки дня заседания Думы полностью не рассмотрены, принимается решение о дне продолжения заседания Думы.
2. Предложение о внеочередном перерыве в работе заседания Думы вносится председательствующим или депутатами Думы.
3. Решение о времени возобновления работы заседания Думы принимается одновременно с принятием решения о перерыве.

Раздел 9. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ НА РАССМОТРЕНИИ ДУМЫ

Статья 17. Общие положения

1. Проекты решений и иных нормативных правовых актов вносятся на рассмотрение Думы по инициативе:
- Главы муниципального района;
- депутата или группы депутатов Думы;
- постоянного комитета или комиссии;
- Главы Кировской районной администрации.
2. Документы, вносимые на обсуждение, представляются в Думу не позднее чем за 5 дней до дня начала очередной сессии Думы. В этом случае вносимый вопрос включается в проект повестки дня данной сессии.
3. После регистрации все документы поступают Главе муниципального района.
4. Председатель Думы обязан вынести поданный в установленном порядке документ на обсуждение Думы не позднее 21 дня с момента регистрации.
5. Документы, затрагивающие предметы ведения того или иного комитета или комиссии, направляются Главой муниципального района в соответствующий комитет (комиссию) и подлежат там рассмотрению.
6. Проекты решений подлежат обязательному предварительному рассмотрению их во всех постоянных комитетах Думы.

Раздел 10. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ
НА РАССМОТРЕНИЕ ДУМЫ

Статья 18. Общие положения

1. Документы, представленные на рассмотрение Думы, должны соответствовать нормам действующего законодательства Российской Федерации, Калужской области, Уставу и муниципальным правовым актам.
2. Проекты решений должны иметь заключение либо визу согласования разработчика проекта, правовой службы, председателя профильного комитета (комиссии) Думы.
3. В проектах решений, предусматривающих использование бюджетных и иных финансовых средств, указываются источники финансирования.
4. В проектах решений должны, как правило, указываться ответственные за их выполнение органы и должностные лица, сроки исполнения, дата вступления решения в силу, а также должностные лица, на которых возложен контроль за выполнением данного решения.

Раздел 11. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ

Статья 19. Принципы формирования повестки дня

1. Повестка дня заседания Думы формируется Главой муниципального района с учетом предложений комитетов и комиссий, депутатов, иных органов и лиц в соответствии с настоящим Регламентом.
2. В повестку дня заседания включаются только те вопросы, по которым имеются проекты решений, оформленные по установленной форме, кроме вопросов в разделах "Разное" и "Час информации и контроля". За 3 дня до начала соответствующего заседания предлагаемая повестка дня подписывается Главой муниципального района и передается вместе с проектами решений, справочными и другими необходимыми материалами для рассылки депутатам.

Статья 20. Утверждение повестки дня

1. Окончательно повестка дня и порядок рассмотрения вопросов формируются, утверждаются в начале заседания Думы.
2. Повестка дня в целом принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в заседании Думы.

Статья 21. Внесение дополнений и поправок в повестку дня

1. Депутаты в любой момент вправе предложить внести дополнения и поправки в повестку дня. При этом следует учитывать, что на рассмотрение Думы вносятся вопросы, как правило, предварительно проработанные в профильных комитетах и комиссиях, при наличии на проекте решения их визы согласования или соответствующего заключения.
Документы, подготовленные с нарушением установленного порядка и сроков, могут включаться в повестку дня и рассматриваться, как правило, только в качестве информационных сообщений в разделах "Разное" и "Час информации и контроля".
2. Дополнения и поправки в повестку дня принимаются, если за это проголосовало большинство голосов от числа депутатов, принявших участие в заседании Думы.

Раздел 12. ПРОЦЕДУРА РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ И ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ

Статья 22. Обсуждение вопроса

1. Обсуждение вопроса, включенного в повестку дня, осуществляется в следующем порядке:
1) объявление вопроса повестки дня председательствующим с представлением депутатам проекта решения и других необходимых документов, подготовленных авторами проекта и инициаторами его рассмотрения;
2) доклад по вопросу и проекту решения, который делает автор или инициатор (представитель автора, инициатора);
3) содоклад.
Право на содоклад имеет Глава муниципального района и заместитель председателя районной Думы, председатели комитетов (комиссий), Глава Кировской районной администрации, официальные представители Главы Кировской районной администрации;
4) ответы докладчика и содокладчика на вопросы депутатов;
5) прения по обсуждаемому вопросу;
6) депутатами озвучиваются и предлагаются имеющиеся у них предложения, замечания, поправки к проекту решения.
Поправки подаются депутатами в письменном виде председательствующему на заседании и затем при необходимости - автору проекта решения;
7) председательствующий предоставляет слово для справок, заключений и пояснений по обсуждаемому вопросу и проекту решения;
8) предоставляется заключительное слово по проекту решения автору проекта решения или его представителю.
2. При наличии альтернативных проектов решения по вопросам, включенным в повестку дня заседания Думы, и при условии, что каждый из них подготовлен в установленном Регламентом порядке, Дума заслушивает доклады по каждому из этих проектов. После прений по докладам Дума путем альтернативного голосования относительным большинством голосов решает, какой из этих проектов принимается для дальнейшего рассмотрения. И именно по нему проводятся последующее обсуждение и принятие решения.

Статья 23. Процедура принятия решения

1. Принятие проекта решения "за основу".
Принятие проекта решения "за основу" означает согласие Думы с предлагаемым вариантом решения.
В случае если проект решения при голосовании не принят "за основу", то он отправляется на доработку автором. При этом председательствующий предлагает депутатам подать замечания и предложения автором.
После рассмотрения авторами предложений и замечаний, поданных, высказанных в ходе обсуждения, проект решения может быть внесен для дальнейшего рассмотрения (принятия) "за основу".
В случае принятия проекта решения "за основу" осуществляется рассмотрение имеющихся к нему поправок.
2. Рассмотрение поправок.
Поправки к проекту решения рассматриваются в следующем порядке:
- оглашение поправок, поданных в установленном порядке;
- выступление авторов поправок (при необходимости);
- вопросы к авторам поправок (при их наличии);
- выступления по поправкам (при необходимости);
- голосование по поправкам.
Каждая поправка голосуется отдельно. По решению Думы при наличии трех и более поправок, необходимости существенной редакционной правки проекта решения для рассмотрения представленных поправок может быть создана редакционная комиссия, действующая в соответствии с нормами Регламента.
Голосование по принятым поправкам может осуществляться одновременно (пакетом) либо методом отдельного голосования по каждой поправке.
3. Принятие проекта решения "в целом".
После голосования по поправкам документ ставится на голосование "в целом". Если проект решения принят "за основу", но не принят "в целом", то решением Думы создается согласительная комиссия. Определяется срок для доработки проекта и подготовки предложений по дальнейшему рассмотрению проекта данного документа.
Доработанный документ, представленный депутатам в письменном виде, вновь ставится на голосование "в целом" при отсутствии новых поправок, которые предварительно голосуются. При вторичном непринятии документа "в целом" он отправляется на доработку автором проекта.
4. При отсутствии поправок, альтернативных проектов решения по рассматриваемому вопросу и возражений у депутатов председательствующий, удостоверившись в этом, может поставить документ на голосование для принятия его сразу "за основу" или "в целом".

Статья 24. Количество голосов, необходимых для принятия решения

1. Решения Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.
Поправки к проектам решений принимаются тем же числом голосов, что и сами решения.
2. Внесение изменений и дополнений в Устав муниципального образования принимается квалифицированным большинством голосов от установленного числа депутатов Думы (не менее чем 18 голосов).
3. Иные решения, в том числе по процедурным вопросам, принимаются, если за это проголосовало большинство голосов от числа избранных депутатов.
К процедурным вопросам относятся:
- изменения в порядке работы заседаний;
- предоставление дополнительного времени для выступления;
- предложения по виду и способу голосования;
- подведение черты для выступлений, подачи поправок.
4. Без голосования по единодушному согласию могут приниматься решения по поправкам редакционного (стилистического) характера, по отдельным процедурным вопросам, а также решения в протокольных записях, имеющих характер поручений Думы депутатам, органам Думы и их должностным лицам.

Раздел 13. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ

Статья 25. Порядок оформления принятых решений

1. Решения, принятые Думой с визой или заключением правовой службы, подписываются Главой муниципального района и направляются для рассылки.
2. Внесение каких-либо поправок и исправлений в текст, искажающих содержание и суть принятых решений, запрещается. Допускается только исправление стилистических и орфографических ошибок в тексте решения, о чем на первом экземпляре решения делается соответствующая запись.
3. Нормативные правовые акты Думы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной срок их вступления в силу. Официальным опубликованием решений и иных муниципальных правовых актов муниципального района считается первая публикация их полного текста в средствах массовой информации.
4. Решения Думы в обязательном порядке рассылаются Главе Кировской районной администрации, Кировскому межрайонному прокурору, а также другим адресатам согласно рассылочной ведомости.

Статья 26. Протокол заседания

1. На каждом заседании Думы ведется протокол, который ведет уполномоченное лицо Кировской районной администрации по взаимодействию с Думой. Протокол заседания оформляется в десятидневный срок со дня его проведения.
2. Протокол заседания подписывается председательствующим на заседании. Первые экземпляры протоколов, материалы к ним в течение установленного срока хранятся в Думе, а затем сдаются в архив на постоянное хранение.
3. Протокол заседания Думы включает:
- собственное наименование Думы, дату и место проведения заседания;
- число избранных, присутствующих и отсутствующих депутатов;
- повестку дня заседания, фамилии и инициалы выступающих;
- результаты голосования по каждому обсуждаемому решению Думы с указанием числа голосов "за", "против", "воздержался";
- тексты принятых решений, а также иные материалы.

Раздел 14. ПРОЦЕДУРА ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПОВЕДЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

Статья 27. Время для выступлений

1. Доклад по вопросу повестки дня не должен продолжаться более 15 минут;
- содоклад - не более 7 минут;
- выступление в прениях по обсуждению доклада и вопроса повестки дня - не более 5 минут;
- повторное выступление по одному вопросу - не более 2 минут;
- по ведению, соблюдению норм Регламента и депутатской этики - не более 2 минут;
- по мотивам голосования - не более 2 минут;
- справки и пояснения - не более 2 минут.
2. Выступление по ведению (по процедуре) может быть сделано в любой момент заседания Думы. Более двух выступлений по ведению в течение 30 минут работы заседания квалифицируется как дебаты по ведению. Такие дебаты открываются только по решению Думы.
3. Выступления лиц, за исключением депутатов Думы, Главы Кировской районной администрации, его официального представителя, не должны продолжаться более 3 минут, если депутатами на заседании не будет принято иное решение.
4. Увеличение времени для выступлений может быть предоставлено председательствующим при необходимости до 3 минут дополнительно только с согласия депутатов большинством голосов от числа избранных депутатов, принявших участие в голосовании.

Статья 28. Порядок предоставления слова на заседании

1. Слово для выступления, вопросы к докладчикам и выступающим предоставляются и разрешаются только председательствующим.
2. Никто не вправе выступать на заседании Думы без разрешения председательствующего.
3. Слово для выступления предоставляется в порядке очередности.
4. Слово для выступления вне очереди предоставляется:
- Главе муниципального района;
- Главе Кировской районной администрации и его официальному представителю;
- Кировскому межрайонному прокурору или его представителю;
- председателям комитетов и комиссий Думы;
- представителю правовой службы;
- экспертам и специалистам, участвовавшим в подготовке рассматриваемого вопроса.

Статья 29. Порядок выступлений на заседании

1. Выступающий депутат представляется, называя фамилию и избирательный округ, а иное лицо - фамилию, имя, отчество.
2. Выступающий на заседании обязан говорить только по теме обсуждаемого вопроса с соблюдением норм настоящего Регламента.
3. При отклонении выступающего от обсуждаемой темы или нарушении норм настоящего Регламента председательствующий предупреждает его об этом, а при повторном нарушении лишает выступающего слова.

Статья 30. Правила поведения на заседании

1. Выступающие или присутствующие на заседании, в том числе депутаты, не имеют права на нарушение Регламента, оскорбительное или некорректное поведение, выступления и выражение. В этом случае председательствующий обязан немедленно предупредить нарушителя о недопустимости подобных действий и потребовать от них соблюдения порядка и этических норм.
2. Если председательствующий не может предусмотренными Регламентом способами обеспечить нормальное ведение заседания, он объявляет перерыв в заседании и покидает место председательствующего. В этом случае заседание считается прерванным на тридцать минут.
3. Во время перерыва принимаются меры к разрешению конфликта и по наведению порядка. Если после возобновления заседания шум или беспорядок в зале продолжаются, то председательствующий объявляет заседание закрытым.

Статья 31. Порядок работы председательствующего и депутатов на заседаниях Думы

1. Председательствующим на заседании Думы является Глава муниципального района или заместитель председателя районной Думы.
2. Председательствующий на заседаниях Думы:
- обеспечивает соблюдение настоящего Регламента, утверждает повестку и распорядок дня заседания;
- предоставляет слово для выступлений в соответствии с нормами настоящего Регламента;
- подает сигнал об истечении времени выступления;
- фиксирует все поступившие предложения, ставит их на голосование в соответствии с нормами настоящего Регламента и сообщает, принято или не принято по ним решение;
- ставит вне очереди на голосование предложения депутатов по ведению заседания;
- принимает во внимание разъяснения и сообщения представителей постоянных и временных органов Думы, а также юридической службы и работников аппарата Думы;
- воздерживается от какой-либо оценки и комментариев выступлений, искажений предлагаемых вариантов решений;
- предлагает Думе стилистическую правку вносимых предложений и поправок редакционного характера;
- лишает выступающего слова или призывает его к порядку, если последний нарушает нормы настоящего Регламента, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные или некорректные выражения;
- прерывает заседания Думы в случае невозможности обеспечить порядок в зале заседания;
- приостанавливает незапланированные дебаты в зале заседания;
- обращается за справками к депутатам и иным лицам;
- принимает решение об удалении из зала заседания приглашенных и присутствующих лиц в случае нарушения ими правил, установленных настоящим Регламентом.
3. Депутат на заседаниях Думы:
- избирает и может быть избранным в рабочие органы Думы, предлагает кандидатов в эти органы, дает отвод кандидатам;
- вносит предложения по повестке дня, по ведению, по процедуре;
- просит слова и выступает по мотивам голосования (до его начала);
- вносит проекты решений и поправки к ним;
- участвует в прениях, задает вопросы к докладчику (содокладчику);
- предлагает постановку своих предложений на голосование;
- предлагает проведение повторного подсчета голосов при нарушении проведения голосования;
- высказывает свое мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
- вносит предложения о заслушивании на сессии отчета или информации любого органа или должностного лица, подконтрольного Думе;
- вносит предложения о необходимости проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
- ставит вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносит проекты новых решений и предложения по изменению действующих решений;
- оглашает решения, имеющие общественное значение;
- пользуется другими правами, предоставленными ему действующим законодательством и настоящим Регламентом;
- соблюдает нормы настоящего Регламента, утвержденную повестку дня, требования председательствующего и представителя комиссии по контролю и депутатской этике.
4. В процессе заседания Думы депутаты не должны занимать рабочие места других депутатов, голосовать за других депутатов либо создавать препятствия кому бы то ни было во время их выступления или голосования.

Раздел 15. ПОРЯДОК И ВИДЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 32. Виды голосования, используемые Думой

1. При принятии решений Думой используются следующие виды голосования:
- по степени огласки: открытое или тайное;
- по последствиям: решающее или справочное.
2. Голосование на заседаниях Думы осуществляется обычной формой.
При этом подсчет голосов осуществляет счетная комиссия.
3. Результаты голосования фиксируются в протоколе заседания сессии.

Статья 33. Открытое решающее голосование

1. Перед началом открытого голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, напоминает, каким количеством голосов может быть принято решение, уточняет и озвучивает их формулировку.
2. При проведении количественного по каждому вопросу депутат Думы имеет один голос и может подать его "за" данное предложение, "против" него, либо "воздержаться".
3. После окончания подсчета голосов председатель счетной комиссии, а затем председательствующий оглашают количество голосов, поданных "за", "против", "воздержалось". Председательствующий также объявляет, принято или отклонено проголосованное решение.
4. Открытое решающее голосование проводится по вопросу избрания кандидатуры на должность Главы Кировской районной администрации.

Статья 34. Тайное голосование

1. Тайное голосование проводится по вопросам избрания Главы муниципального района, заместителя председателя Думы.
2. Тайное голосование может проводиться и по другим вопросам, предусмотренным действующим законодательством, а также по решению Думы большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
3. При принятии Думой решения о проведении тайного голосования его организует и проводит счетная комиссия. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливается счетной комиссией.
4. Бюллетени для тайного голосования утверждаются счетной комиссией и удостоверяются печатью Думы и подписями членов счетной комиссии.
5. Бюллетени для тайного голосования по избранию в выборный орган или на должность составляются с указанием фамилии, имени, отчества кандидатов в алфавитном порядке.
6. Порядок голосования объявляется депутатам перед голосованием председателем счетной комиссии.
7. Каждому депутату счетной комиссией под роспись выдается один бюллетень для голосования по каждому вопросу на основании списка депутатов по предъявлении удостоверения депутата.
8. Выдача бюллетеней для тайного голосования проводится в течение не более 15 минут для голосования. Тайное голосование проводится в течение 15 минут.
9. Голосование проводится путем вычеркивания в бюллетене фамилий кандидатов или решений, против которых депутат голосует, а в бюллетенях по принятию безальтернативного решения или по единственной кандидатуре - слов "за" или "против". При этом бюллетень, в котором вычеркнуто только слово "против", означает голосование за кандидатуру. Бюллетень, в котором вычеркнуто только слово "за", означает голосование против кандидатуры.
10. При тайном голосовании заполнение бюллетеней производится в кабинете для тайного голосования или в отдельном помещении.
11. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем счетной комиссией в присутствии членов комиссии с соответствующей записью в протоколе счетной комиссии.
12. Число депутатов, принявших участие в голосовании, определяется количеством бюллетеней, обнаруженных после голосования в урне для голосования.
Недействительными считаются бюллетени неустановленного образца либо бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление депутата.
13. При подсчете голосов при подведении счетной комиссией итогов тайного голосования имеют право присутствовать депутаты Думы.
14. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. Результаты тайного голосования председатель счетной комиссии доводит до сведения Думы.
15. Протокол счетной комиссии о результатах голосования утверждается решением Думы открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов избранных депутатов.
16. При признании Думой тайного голосования недействительным или несостоявшимся проводится новое тайное голосование с соблюдением вышеуказанных требований и процедуры.
17. Бюллетени для тайного голосования опечатываются в конверте, удостоверенным печатью Думы и членами счетной комиссии с указанием даты опечатывания. Конверт с бюллетенями хранится в Думе в течение текущего созыва Думы.

Статья 35. Альтернативное голосование

1. Альтернативное голосование представляет собой голосование депутатов только за один из предлагаемых вариантов вопроса (решения), поставленного на голосование.
2. Альтернативное голосование по последствиям может быть решающим или справочным, а по степени огласки - открытым или тайным.

Статья 36. Рейтинговое голосование

1. Рейтинговое голосование по последствиям является справочным, а по степени огласки - открытым или тайным.
2. Данный вид голосования применяется по решению Думы при внесении на рассмотрение Думы одновременно нескольких проектов решений или при наличии большего числа кандидатов на выборные должности, а также в иных случаях, когда необходимо выяснить мнение по тому или иному вопросу.
3. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований. При этом депутат вправе последовательно как за один, так и за несколько вариантов вопроса, поставленного на голосование. Количество голосов, которое необходимо при этом получить в поддержку решения, определяется Думой.
4. Рейтинговое голосование носит информационный характер и может служить основанием для поставки вопроса на решающее голосование.

Статья 37. Повторное голосование

Повторное голосование может проводиться при принятии решения о его проведении большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.

Статья 38. Участие депутата в голосовании

1. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. Заочное голосование не допускается.
2. Депутат, отсутствующий при голосовании, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.

Раздел 16. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ ДУМЫ ОЧЕРЕДНОГО СОЗЫВА

Статья 39. Проведение первой сессии Думы нового созыва

1. Первое заседание сессии Думы нового созыва готовит уполномоченное лицо Кировской районной администрации по взаимодействию с Думой.
2. Перед первым голосованием Думы принимается решение об избрании счетной комиссии сессии, которая осуществляет возложение на нее полномочия в соответствии с настоящим Регламентом.
3. Принимается решение об избрании председательствующего первого заседания первой сессии Думы. Им, как правило, становится старейший или следующий за ним по возрасту депутат. Решение об избрании председательствующего фиксируется в протоколе заседания.
4. Председательствующий при ведении заседания обеспечивает соблюдение норм настоящего Регламента, представляет подготовленные проекты решений, предоставляет слово для выступления, проводит тайное голосование и обеспечивает порядок в помещении заседаний.

3. Председательствующий подписывает решения, протокол заседания и иные нормативные правовые акты Думы, принятые до избрания Главы муниципального района.
4. С момента принятия и подписания председательствующим решения о Главе муниципального района полномочия и обязанности председательствующего переходят к Главе муниципального района.
5. После формирования органов и избрания должностных лиц заседание первой сессии Думы нового созыва проводится по принятой повестке дня в соответствии с положениями настоящего Регламента.

Раздел 17. РАБОЧИЕ МЕСТА ДЕПУТАТОВ

Статья 40. Общие положения

1. В зале заседаний Думы находится флаг и Герб муниципального района.
2. Для работы на заседаниях Думы за каждым депутатом закрепляется рабочее место, которое он определяет самостоятельно. Рабочее место оборудуется столом, стулом, табличкой с указанием фамилии, имени, отчества, наименования избирательного округа и его номера.
3. На каждом заседании рабочее место депутата оснащается бумагой и справочными материалами, необходимыми при обсуждении вопросов повестки дня.
4. Правовое сопровождение, а также организацию деятельности и подготовку заседаний Думы осуществляет уполномоченное лицо Кировской районной администрации (далее - администрация).
5. Уполномоченное лицо Кировской районной администрации по взаимодействию с Думой:
- осуществляет организационное обеспечение деятельности Думы;
- обеспечивает депутатов повесткой дня заседания Думы, проектами решений и другой необходимой информацией;
- оказывает помощь депутатам Думы в вопросах подготовки к заседаниям;
- приглашает на заседание Думы лиц, чье присутствие необходимо при обсуждении вопроса;
- организует присутствие на открытых заседаниях Думы средств массовой информации, получивших соответствующую аккредитацию;
- ведет работу по оформлению принятых Думой документов;
- тиражирует материалы, необходимые депутатам в их деятельности;
- направляет проекты решений, решения и повестку в Кировскую межрайонную прокуратуру.

Раздел 18. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕГЛАМЕНТА ДУМЫ И ВНЕСЕНИЯ
В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Статья 41. Общие положения

1. Настоящий Регламент вступает в силу с момента его принятия Думой.
2. Настоящий Регламент может быть отменен, а нормы его изменены, если за это решение проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
3. В случае принятия федеральных законов, законов Калужской области или решений Думы, требующих обязательного внесения изменений в настоящий Регламент, действуют нормы указанных законов и решений.
4. С момента вступления в силу настоящего Регламента утрачивают свою силу все прежние регламенты, принятые ранее Думой.


------------------------------------------------------------------